Ислам Каримов создал коррупционный госкапитализм — Алишер Таксанов

Автор -
1474

Будет время, когда трезво оценят время правления Ислама Каримова. И оценивать следует не по числу открытых им эстакад или зданий, походов на пшеничные и хлопковые поля, написанных книг, не имеющих никакой научной ценности и не связанных с реальностью, а по тому, как загнал он общественное развитие в «котел», как подчинил экономику интересам коррумпированных лиц, как на репрессиях и лжи укреплялась и расширялась его личная власть и власть его церберов — СНБ, МВД, прокуратуры. Об этом в соцсетях написал бывший дипломат и известный журналист Алишер Таксанов.

Далее он пишет:

Сделают перерасчеты, и выяснится, что не было 8%-го роста ВВП, и не могло его быть. Инвестиции — это криминальные деньги, а кредиты — это ресурс для воровства тех, кто их берет и оплату перекладывает на народ.

За время Каримова сформировалось устойчивое мнение, что без коррупции невозможно жить. И чтобы люди не возмущались, им говорили: «Зато у нас мирное небо! А вы хотите так как на Украине? Как в Сирии и Афганистане?» Этим самым ловко подменяли понятие демократии на хаос, а жесткую власть представляли как гарантирую стабильности.

А то, что стабильность можно формировать за счет демократии, прав и свобод человека, либерализации экономики, создания реальных независимых институтов власти — парламента, суда, за счет свободного и неподцензурного информационного пространства, — это как-то списывалось, не обсуждалось, не затрагивалось. Вместо этого создавались псевдодемократические структуры — Омбудсмен, Олий Мажлис, партии, Центр по правам человека, выборные органы и т. д. Все это контролировалось лично Исламом Каримовым. Все делалось только с его разрешения. А в ответ парламент освободил президента от уголовной ответственности за все, что он творил в период своей власти, и продлевал безгранично его полномочия и сроки, чем нарушал Конституцию.

Демагогия лилась с экранов телевизора, а печатная и интернет-пресса публиковала бездарные и бессмысленные речи Ислама Каримова. И самое страшное, за четверть века такой тупой пропаганды сформировалась масса послушных рабов-зомби, для которых время их рабства — это благодать. Они тупо будут кричать, что не сломили колени, не хуже других, не будут зависеть от иных народов, не уступят никому места, а тем временем миллионы узбекистанцев устремляются гастарбайтничать в Россию, а 2 млн играют в «грин-карт» с надеждой переехать в США.

И как факт того, что в «узбекскую модель развития» не верили члены семью Каримовых, говорит постоянное проживание Лолы Тилляевой-Каримовой в Америке и внуков Ислама-второго и Иман в Великобритании. И если бы не тюремный срок и не преследование Запада, то и Гульнара стала бы редкой гостьей в Узбекистане.

Но Гульнара — это маркер политической системы Ислама Каримова. Она продемонсирировала ущебность всего того, что построил президент, который по своему плоскому интеллекту понимал, что такое демократия и рыночная экономика. В итоге он не построил ни того, ни другого, а то, что ныне узбекистанцы имеют, это паразитический государственный капитализм.

А все потому, что собственники так и не стали реальными собственниками своих объектов — зданий и сооружений, земли; их объекты не приобрели рыночную стоимость; государство могло в любой момент изъять объекты из правовладения без компенсации; госрэкет стал формой управления бизнесом.

И поэтому предпринимательство в стране формировалось на основе криминальных отношений, а не законов. Легализовались преступные группировки — теперь они представлялись как меценаты, промышленники, коммерсанты. И поэтому приходили в Узбекистан не иностранный малый и средний бизнес, а транснациональные компании и крупные концерны, которые привыкли подкупать правительства, чем они занимались ранее в Латинской Америке и Африке, и использовали эти схемы уже в Узбекистане. Потому что лишь в странах «третьего мира» функциональны такие отношения.

Богатства не принадлежат народу — это собственность коррумпированной верхушки. Не стоит наивно полагать, что каждый получает свой процент от газа, нефти, хлопка, металлов и т. д. — нет, все это оседает на зарубежных счетах частных лиц, имеющих отношение к власти.

Можно сказать, что Индекс восприимчивости коррупции, в котором Узбекистан на самых худших местах, это аморфный и политически предвзятый показатель. Но есть еще десяток других международных рейтингов, рассчитываемых различными инстутами, в которых наша страна опять в аутсайдерах.

Мир реально смотрит на то, что творится в Узбекистане, там иллюзий не строят. А все благодаря Исламу Каримову, который с детства был известен в Самарканде как дынный воришка, и остался с таким мировоззрением у руля государства.

К сожалению, нынешняя власть несет в себе отпечаток системы Каримова.

Поделитесь новостью