Выборы в Таджикистане и Казахстане можно отменить. Революционный фурор в Кыргызстане навел шороха по всей Центральной Азии

Автор -
3459

Поствыборный революционный фурор в Кыргызстане навел шороха по всей Центральной Азии. В результате чего стали оценивать риски повторения кыргызской революции, в частности, в Таджикистане, где в это воскресенье пройдут президентские выборы, говорится в статье политолога Талгата Мамырайымова на сайте platon.asia:

Эмомали Рахмон сейчас, наверное, тоже пребывает в беспокойстве из-за кыргызских событий. Ведь неслучайно он перенес выборы с ноября на октябрь – подобные диктаторы боятся даже небольшого шороха рядом со своим троном. На самом деле никто и ничто в Таджикистане сегодня не угрожает беспредельной власти Рахмона. Практически все таджикские эксперты считают, что протестные выступления по итогам президентских выборов в Таджикистане просто невозможны. Поэтому Рахмон даже может и не проводить выборы, в том числе и парламентские, взять и через свою администрацию назначать нужных себе людей на «специальные должности».

Полагаем, что такое новшество спокойно проглотят в обществе, немножко будут возмущаться в узких кругах, но затем успокоятся, если рахмоновские силовики начнут зачистской заниматься. Собственно, они и не понадобятся – механизм работает как часы, поскольку на местах расставлены свои люди, что видно по готовности к воскресным выборам. На днях ЦИК Таджикистана заявила о полной готовности всех избирательных участков к голосованию 11 октября. Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Таджикистана, кроме Рахмона, послушно зарегистрировала подконтрольных рахмоновской власти четверых кандидатов. Сам «лидер таджикской нации», как и в 2013 году, опять выдвинут правящей Народно-демократической партией, Федерацией независимых профсоюзов и Союзом молодежи Таджикистана. Одним словом, механизм работает исправно.

Нет сомнений, что эти выборы будут признаны международными наблюдателями легитимными, кстати, как и в Кыргызстане. (Мало кто обратил внимание на тот факт, что США, БДИПЧ ОБСЕ признали итоги кыргызских выборов от 4 октября. Словом, революция в Кыргызстане доказала, что Запад исповедует двойные стандарты «в деле продвижения демократии».) К тому же все рекомендации и призывы международных организаций по развитию прозрачности проведения выборов Душанбе спокойно и невозмутимо игнорирует. Как говорится, собака лает, а караван идет. В этой связи показательно отметил в интервью для нашего сайта лидер ПИВТ М. Кабири: «Что касается самих выборов, то у Рахмона самая сложная задача заключается в том, какую цифру себе нарисовать на следующий день…С более «демократичным» результатом, скажем в 60-70%, возникает вопрос: «какой же он «лидер нации», если 30% населения ему не доверяет»? Так что эти выборы будут проходит в соперничестве между двумя кандидатами в одном лице: «Рахмон-Лидер Нации» и «Рахмон- Президент»».

То есть выборы 11 октября должны снять все сомнения и подозрения в дееспособности режима Рахмона, включая внешние. Тем более что эти выборы, видимо, станут последними для Рахмона и он вскоре передаст свою власть сыну Рустаму. Ведь не зря он его назначил вторым человеком в государстве. Как полагает известный таджикский диссидент Темур Варки: «Все надежды, чаяния, тяжелые думы, переживания и заботы Рахмона крутятся вокруг передачи власти Рустаму». В конечном счете Э. Рахмон мог на эти выборы отправить своего сына, сам отказавшись от участия в них. Но, видимо, тяжелые последствия пандемии COVID-19 для Таджикистана заставили Э. Рахмона повременить с этим шагом, ибо Рустам вряд ли справится со сложившейся ситуацией.

Сложная социальная ситуация наблюдается и в Казахстане. Во многом по этой причине у нас власти затеяли провести праймериз правящей партии Нур Отан. Скоро у нас должны пройти выборы в нижнюю палату парламента Мажилис, а также в маслихаты — местные представительные органы. Соответственно, наши власти опасаются, что на этих выборах Нур Отан может получить недостаточное количество голосов. Конечно, власти нарисуют, сколько нужно голосов своей партии, но так они не повысят ее рейтинг и авторитет среди народа. Учитывая, что государственные органы сейчас активно готовятся ко второй волне эпидемии, опасаясь ее более губительных последствий, нежели во время первой. Примечательно, что праймериз провозгласили как один из социальных лифтов для новых лидеров. Короче, соорудили новый канал выхлопа пара социального недовольства. На днях подвели итоги этого мероприятия. Как известно, это шоу проходило с 17 августа по 3 октября. Власти, как это сейчас заведено для имитации общественного контроля, отметили некоторые «недочеты» во время проведения праймериз. Но отрапортовали об общем успехе этого действа.

Независимые эксперты так и назвали этот праймериз: спектаклем, пиар-кампанией. Словом, в ходе этого спектакля никакого обновления кадрового ресурса власти не произошло, да и не могло быть. По всей стране праймериз отобрал руководителей разных госорганов, других чинуш, лояльных власти, генеральной линии партии и государства. Такие дела обычно проводятся под неусыпным контролем администрации президента, где, по-видимому, заранее составляются списки «победителей» разных «выборов». Тем самым любые выборы в Казахстане, как и в Таджикистане, являются просто имитацией демократического процесса перед Западом. Проблема состоит в сути легитимизации власти в наших странах, то есть в процессе одобрения, признания обществом права кого-либо править страной, или его каких-либо властных действий. Наши правители уже давно добились того, что все общество признает их приоритетные права на власть, поскольку несогласных зачищают, либо покупают, кооптируют во властную элиту.

Принято считать, что выборы являются механизмом легитимизации власти. Есть мнение некоторых политологов, что выборы необходимы диктаторам также для отбора кандидатов в избранную когорту, или для отслеживания ситуации в обществе, выявления опасных инакомыслящих. Помимо этого, считается, что выборы в диктаторских режимах служат для сглаживания социальной напряженности, когда люди, участвуя в них, словно «разряжаются». Однако сегодня нашим властям практически никто не верит в обществе, об этом гласно могут говорить лишь конфиденциально во время соцопросов. Тем не менее, казахстанцы готовы голосовать за того, на кого укажут власти, либо признавать победителем на выборах любого властного кандидата. В противном случае людей могут лишить работы, доступа к кормушке, репрессировать, зашугать. Впрочем, большинство искренне голосует в пользу власти, так как издавна «инстинктивно» поклоняется государственной машине, жаждет, чтобы государство было мощным, жестко насаждало порядок и контроль. Но, если казахстанцы втихаря проголосуют за другого человека, то зная, что власти нарисуют нужные голоса тому, кому нужно. Вот так в наших людях одновременно, полюбовно уживаются два мира: хаяния и поклонения власти.
Поэтому-то у нас не любят ходить на выборы, считая это дело бесполезным занятием.

Следовательно, выборы в наших странах в принципе не нужны для легитимизации власти, разве что только для внутристранового юридического оформления очередного срока правления. Да и то, юридический статус в конечном итоге закрепляется силой, атмосферой страха. В этой связи повторим, что наши выборы продолжают работать в основном для имитации демократического процесса перед западным сообществом, международными наднациональными структурами. Так наши диктаторы, во-первых, получают международное признание своих режимов (легитимизацию), что, конечно, выгодно «продают» внутри страны. Во-вторых, таким образом, наши правители хотят прилично выглядеть в западном обществе могущественных людей, от которых сильно зависят их личные экономические и политические интересы.

Разумеется, нам могут возразить, указав на то, что выборы у нас являются в первую очередь инструментом легализации власти, согласно законам, республиканской форме правления. Но наши диктаторы могут взять и принять другую юридическую форму устройства своего государственного аппарата, когда «парламент», президента будут избирать, допустим, какие-нибудь самые уважаемые люди общества, которых отберут посредством «демократического» онлайн голосования. Сейчас же в ряде стран, включая ту же авторитарную Россию, в связи с пандемией внедряют дистанционное голосование посредством электронной почты. Таким образом, теоретически традиционные выборы, другие демократические институты, такие как парламент, партии, в наших странах могут спокойно отменить. Только вот после этого будет такой международный скандал, что нашим автократам, их «придворной» экономике мало не покажется…

 

 

Поделитесь новостью