На заседании ратифицировалось соглашение между РФ и Туркменистаном по вопросам безопасности, с депутатами общался заместитель главы МИД РФ Андрей Руденко. Жириновский вспомнил о недавнем скандале с закрытием русскоязычных классов в ряде школ Туркменистана (впоследствии в Минобразования пояснили, что из-за повышенных санитарных мер в связи с COVID-19 переформируются не только русскоязычные, но и вообще все переполненные классы). Об этом пишет turkmen.news.
Жириновского не устроили действия российских дипломатов в данной ситуации. Напомним, что официального ответа на соответствующую ноту МИД РФ Туркменистан так и не представил.
По словам Жириновского, в ЛДПР узнали от МИДа о «закрытии последней русской школы в Туркмении» (вероятно, имелась в виду школа имени Пушкина, о каких-либо проблемах в которой не сообщалось). Партия обратилась за разъяснениями к послу РФ в Туркменистане Александру Блохину, но тот ответил, что это ошибка, что в стране функционирует 71 школа с русскоязычными классами и что никакого сокращения не проводилось.
«Здесь бы хотелось, чтобы была какая-то уточненная информация, — отметил лидер ЛДПР. — Мы хотим встать на защиту [русскоязычного населения Туркменистана], а посол говорит, что все в порядке у них. Все равно эта тема должна быть в повестке дня всегда. Я помню, когда я был в Ашхабаде, они ведут: вот русский театр, вот русская школа… Ну хорошо. Русские артисты стоят, вот пьесы идут, все хорошо. А глаза у всех грустные. Пьесы на русском языке, но туркменские авторы!».
Обращаясь к Руденко, Жириновский предупредил: «Конечно, хотелось бы, чтобы отношения развивались, но опасность МИД должен своевременно увидеть. Вы посмотрите на Карабах! Турецкая армия уже подошла к Кавказу. И дальше ей мерещится Туркмения, другой берег Каспийского моря».
Он добавил: «Наркотики… Границы Узбекистана и Туркмении практически открыты для Афганистана. Потоки идут, все это поступает и в Россию».
Жириновский заключил, что послами в Туркменистане и других странах Центральной Азии должны назначаться специалисты по этому региону, а не «те, кто отработал в другом месте и, как в ссылку, направили в Ашхабад, в Ташкент или в другие места». Блохин занимает пост посла в Туркменистане с 2011 года. Ранее он был послом РФ в Австралии, а по совместительству – на островах Фиджи, в республиках Науру и Вануату. Еще раньше он являлся послом в Беларуси, а до этого – в Азербайджане. По образованию Блохин энергетик, он в 1974 году окончил Ивановский энергетический институт.
Вопрос ситуации на границе с Афганистаном в ходе заседания поднял и депутат Андрей Альшевских. Обращаясь к Руденко, он заявил: «Есть мнение, что государственная граница между Туркменистаном и Афганистаном плохо охраняема. Скажите, в рамках того соглашения, которое мы сегодня будем ратифицировать, мы будем принимать какое-то участие в решении проблемы?».
Замглавы МИДа ответил, что соглашение «позволит нам создать такой правовой каркас, чтобы эти отношения на экспертных уровнях между специалистами интенсифицировались и были, возможно, достигнуты какие-то конкретные договоренности».
В итоге соглашение было ратифицировано. Стоит отметить, что это произошло через 17 лет после подписания — документ был подписан еще в 2003 году президентом РФ Владимиром Путиным и первым президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым (ныне покойным).
«Туркменистан долго не играл по правилам России, и их никто не принуждал. Они получали прибыль от торговли газом и могли ужиться. Это никого не беспокоило, потому что Туркменистан никому не угрожал. Но это не осталось незамеченным Кремлем», — заявил эксперт по Центральной Азии Брюс Панниер в ответ на вопрос радио «Азатлык» о возможных причинах столь поздней ратификации.