Законодательный орган Кыргызстана нарушил Конституцию и законы, отложив свои выборы до лета 2021 года. Каким образом была нарушена Конституция страны? Об этом пишет Гульнара Искакова.
22 октября 2020 года депутаты Жогорку Кенеша дружно приняли закон, согласно которому парламентские выборы в Кыргызстане будут отсрочены до 1 июня 2021 года. Такое решение парламента вызвало недоумение, ведь для этого нет никаких чрезвычайных обстоятельств. Как специалист по конституционному/государственному праву хочу предложить свой анализ сложившейся ситуации.
Жогорку Кенеш принял Конституционный закон «О приостановлении действия некоторых норм конституционного Закона КР «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша» (далее – Конституционный закон и Закон «О выборах» соответственно).
При принятии этого Конституционного закона об отсрочке своих выборов Жогорку Кенеш сам нарушил Конституцию страны, где четко оговорено, что парламент избирается сроком на 5 лет (статья 70). Конституционный срок избрания Жогорку Кенеша исчисляется со дня голосования (статья 59 Закона «О выборах»). Выборы нынешнего VI созыва прошли 4 октября 2015 года. Поэтому срок его полномочий по Конституции КР истек 5 октября 2020 года.
В разных странах происходили политические кризисы, когда нужно было сохранять легитимные институты, несмотря на истечение срока прежнего состава. Для такого случая в Конституцию КР переписали положения конституций других стран о том, что полномочия парламента прежнего созыва прекращаются со дня первого заседания нового (статья 71). Но наличие такой нормы не значит, что депутаты Жогорку Кенеша VI созыва могут узурпировать законодательную власть в стране, продлевая – в нарушение Конституции КР – свое пребывание в должности. Инициаторы этого проекта Конституционного закона об отсрочке парламентских выборов, поддержанного почти всеми депутатами, известны.
Что изменил Конституционный закон об отсрочке выборов в Жогорку Кенеш?
Он приостановил действие статей 38 и 63 Закона «О выборах». Обе статьи посвящены вопросу повторных выборов. В статье 63 говорится, что в случае повторных выборов сроки избирательных действий сокращаются на треть, а в статье 38 определено следующее: «В случае если выборы признаны недействительными и несостоявшимися, … назначаются повторные выборы. Повторные выборы в течение одного месяца назначаются Центральной избирательной комиссией». Таким образом, получается, что повторные выборы в парламент – после аннулирования результатов выборов 6 октября 2020 года – должны были быть назначены не позднее 4 ноября (если считать от даты выборов) либо 6 ноября (если считать от даты аннулирования итогов выборов) 2020 года. Как известно, если президент не назначит выборы депутатов Жогорку Кенеша, то выборы считаются назначенными. А ЦИК обязана в течение двух календарных дней официально опубликовать в СМИ дату проведения выборов в парламент и организовать подготовку и проведение выборов(статья 59 Закона «О выборах»).
Приняв указанный Конституционный закон о переносе сроков сразу в трех чтениях, парламент проявил невиданную работоспособность. Депутаты промолчали о том, что они не имеют права проводить закон сразу в трех чтениях. В регламенте Жогорку Кенеша четко определено: «Промежуток времени между каждым чтением по проекту закона не может быть менее 10 рабочих дней» (пункт 9 статьи 55). А исключения оговорены в пункте 10 этой же статьи. Среди причин, когда Жогорку Кенеш вправе принять проект закона одновременно в трех чтениях, перечислены следующие:
- для приведения действующего закона в соответствие с нормами вновь принятого закона;
- одних статей закона другим статьям этого же закона;
исправления грамматических ошибок текста закона; - устранения несоответствий между текстами закона на государственном и официальном языках.
Ни один из этих пунктов не подходит, поскольку во всех них речь идет о техническом характере изменения.
Далее исключения включают пункты, тоже не имеющие отношения к данному случаю: ратификация международных договоров и когда это вытекает из решения Конституционной палаты КР. И последний подпункт – для рассмотрения проекта закона по стабилизации социально-экономической ситуации, по вопросам правопорядка и безопасности в связи с введением чрезвычайного положения – также не подходит, поскольку ситуация уже давно стабилизировалась и 16 октября Жогорку Кенеш сам отменил чрезвычайное положение.
Таким образом, парламент нарушил регламент Жогорку Кенеша, не выдержав 10 рабочих дней между каждым из чтений законопроекта. С учетом нерабочих дней третье чтение проекта Конституционного закона о переносе сроков должно было состояться не ранее 19-20 ноября.
Какова была цель переноса сроков парламентских выборов?
В статье 1 Конституционного закона о переносе сроков выборов сказано: «В целях стабилизации общественно-политической, эпидемиологической и связанной с ними экономической ситуации в стране, повышения уровня доверия населения к выборному процессу, в связи с необходимостью учета мнений наиболее широких слоев общества и проведения конституционной реформы приостановить действие статей 38 и 63 Конституционного закона «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша» от 2 июля 2011 года».
Странно. Общественно-политическая ситуация в стране стабилизировалась, эпидемиологическая ситуация – не такая сложная, как была раньше, и из-за этого ни одна страна в мире не отменила процесс законной легитимизации государственных органов, то есть выборы. Экономические проблемы теперь сохранятся надолго в нашей стране, а уровень доверия населения к выборному процессу вряд ли вырастет от узурпации власти парламентом Кыргызстана и в этом вопросе депутаты Жогорку Кенеша не собирались учитывать мнения широких слоев общества, поскольку в одночасье, в нарушение своего регламента, приняли не какой-нибудь простой закон, а Конституционный закон об оставлении себя в должности.
В итоге получается, что нынешний состав парламента оставили в целях ускоренного проведения конституционной реформы! А для чего хотят реформировать срочно Конституцию с таким удобным составом Жогорку Кенеша VI созыва?
Здесь следует отметить, что данный Конституционный закон о переносе сроков парламентских выборов не отменил действие Конституции КР об обязанности Жогорку Кенеша назначить досрочные выборы президента не позднее недельного срока со дня прекращения полномочий главы государства, то есть до 23 октября 2020 года. И выборы президента должны быть проведены в трехмесячный срок со дня прекращения полномочий президента, то есть до 15 января 2021 года (статья 68 Конституции).
Конституция КР, так же как и конституции других стран, содержит положения на случай политических кризисов и для предотвращения попыток государственных переворотов. В ней установлено, что исполняющий обязанности президента не вправе «быть кандидатом на должность президента на досрочных выборах президента» (пункт 2 статьи 68). Получается, что в Кыргызстане хотят провести конституционную реформу руками узурпировавших законодательную власть в стране депутатов Жогорку Кенеша только для того, что исполняющий обязанности президента КР мог бы баллотироваться в президенты. А так называемая конституционная реформа будет направлена на усиление власти президента.
Гульнара Искакова