27 октября 2020 года официальный сайт первого президента РК сообщил, что Нурсултан Назарбаев встретился в Абу-Даби с заместителем премьер-Министра, министром по делам президента Объединенных Арабских Эмиратов шейхом Мансуром бен Заидом Аль Нахаяном. Что за этим кроется?
«Часть личного состояния Нурсултана Назарбаева была в свое времена выведена в ОАЭ и спрятана там в частных и государственных фондах, подконтрольных членам семьи Аль Нахаян. Теперь же первый президент РК решил (по каким причинам, тема отдельного материала) вернуть эти миллиарды в Казахстан (на бумаге они будут выглядеть как инвестиции из ОАЭ). Но тут что-то пошло не так», пишет интернет-издание KZ.expert. Далее текст этого СМИ без изменений:
Цитируем этот уникальный, на наш взгляд, документ (выделения сделаны KZ.expert):
«В ходе встречи были обсуждены актуальные вопросы экономического сотрудничества. Стороны с удовлетворением отметили достигнутые в ходе недавнего визита Премьер-Министра Казахстана Аскара Мамина договоренности по реализации инвестиционных проектов на сумму свыше 6 миллиардов долларов США.
Кроме того, Елбасы Нурсултан Назарбаев и шейх Мансур обсудили перспективы развития сотрудничества в сфере культуры и туристической отрасли.
В завершение стороны обменялись мнениями относительно актуальных вопросов региональной повестки дня».
Итак, в чем тут уникальность?
[adsforwp id=»420388″]Начнем с того, что Нурсултан Назарбаев полетел, если не на край света, то в достаточно далекую от Казахстана страну, чтобы встретиться пусть и с членом правящей в ОАЭ династии, но всего лишь заместителем премьер-министра и министром по делам президента! А не с самим президентом Объединенных Арабских Эмиратов Халифом ибн Заид Аль Нахайяном или его единокровным братом и наследным принцем Мухаммадом ибн Заид Аль Нахайяном.
Далее. Участники встречи «с удовлетворением отметили достигнутые в ходе недавнего визита Премьер-Министра Казахстана Аскара Мамина договоренности по реализации инвестиционных проектов на сумму свыше 6 миллиардов долларов США». То есть Нурсултан Назарбаев отдал лавры за столь крупные иностранные инвестиции в Республику Казахстан всего лишь главе правительства? И это вместо того, чтобы, как это всегда было в прошлом, похвастаться крупным экономическим достижением и, так сказать, возложить победные лавры на свою голову?
Что касается «перспектив развития сотрудничества в сфере культуры и туристической отрасли», то в условиях пандемии короновируса и падения уровня и качества жизни основной массы казахстанцев, они выглядят более чем туманно.
А гладкая дипломатическая фраза про «обмен мнениями относительно актуальных вопросов региональной повестки дня», может скрывать все — от жесткой дискуссии до просто обмена вежливыми вопросами на тему здоровья и самочувствия.
Подводим итоги: первый президент РК и «лидер нации» полетел в Объединенные Арабские Эмираты, чтобы встретиться с членом правящей династии, но отнюдь не первым или вторым лицами в стране. Спрашивается — зачем и почему? Ответа на эти вопросы у нас нет. Но есть догадки.
В частности, мы вполне допускаем, что Нурсултан Назарбаев полетел в ОАЭ чтобы пройти какие-то медицинские процедуры, недоступные в Казахстане. Просто по той простой причине, что сегодня его визиты в ту же Швейцарию или другую западную страну стало организовать труднее по причине обострения пандемии короновируса.
Однако есть еще одна версия, основанная на предыдущих событиях, в частности рабочем визите премьер-министра РК Аскара Мамина в ОАЭ 11-12 октября 2020 года.
Мы уже выразили свои сомнения насчет этой поездки и успеха, достигнутого в ходе нее, в публикации под названием: «По поводу визита Токаева в ОАЭ». Теперь попробуем развить их на основании новых косвенных данных.
Итак, премьер-министр РК Аскар Мамин в компании министров национальной экономики РК Даленова Р., юстиции — Бекетаева М., акима города Нур-Султан Кульгинова А., заместителя председателя Агентства РК по стратегическому планированию и реформам Мадиева Ж., председателя правления АО «НУХ «Байтерек» Арифханова А. и других совершает рабочую поездку в Абу-Даби. Причем встречается там с тем же человеком, с кем позднее общался Нурсултан Назарбаев, — с заместителем премьер-министра, министром по делам президента Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) шейхом Мансуром бен Заид Аль Нахаяном.
И если верить пресс-релизу правительства РК добивается выдающегося успеха:
«По итогам переговоров между правительствами РК и ОАЭ подписан документ по инвестиционному сотрудничеству, который предполагает реализацию 21 проекта на $6,1 млрд.
Инвестиционные проекты предусматривают создание новых производств с высокой добавленной стоимостью и рентабельностью, а также большим потенциалом спроса как на внутреннем, так и перспективных внешних рынках. Их реализация позволит создать в Казахстане новые качественные рабочие места, внедрить передовые технологии и практики».
А уже 13 октября 2020 года премьер-министр РК Аскар Мамин докладывает президенту РК Касым-Жомарту Токаеву о достигнутом успехе. Цитируем:
«Премьер-министр отчитался об итогах состоявшейся 11-12 октября рабочей поездки в г. Абу-Даби. В ходе данной поездки нашли практическое воплощение договоренности, достигнутые в ходе официального визита Главы государства Касым-Жомарта Токаева в ОАЭ в январе текущего года. Так, правительства двух стран подписали Меморандум по инвестиционному сотрудничеству, который предполагает реализацию 21 проекта на 6,1 млрд долларов. Документ предусматривает создание новых производств с высокой добавленной стоимостью и рентабельностью, а также большим потенциалом спроса как на внутреннем, так и на перспективных внешних рынках».
Но после этого нет ни громкого шума в прессе, ни битья в пропагандистские барабаны.
Однако уже 17 октября 2020 года первый президент РК и «лидер нации» общается по телефону с наследным принцем Абу-Даби, заместителем Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Объединенных Арабских Эмиратов шейхом Мухаммедом бен Заидом Аль Нахаяном. Цитируем пресс-релиз Библиотеки (выделения сделаны KZ.expert):
«В ходе разговора Елбасы и Наследный принц Абу-Даби с удовлетворением отметили динамичное развитие традиционно дружественных отношений между Республикой Казахстан и Объединенными Арабскими Эмиратами.
В данном контексте Нурсултан Назарбаев и шейх Мухаммед бен Заид Аль Нахаян обратили внимание на итоги недавнего рабочего визита в г. Абу-Даби Премьер-Министра Республики Казахстан Аскара Мамина, в рамках которого в том числе заключен межправительственный документ о реализации в нашей стране новых инвестиционных проектов в таких сферах, как промышленность, сельское хозяйство, энергетика, нефтехимия и фармацевтика.
Собеседники также затронули тему современного возрождения Туркестана, где в настоящее время осуществляется масштабное строительство городской и туристической инфраструктуры.
В завершение разговора Елбасы и Наследный принц Абу-Даби выразили обоюдную уверенность в дальнейшем углублении и расширении сотрудничества между двумя братскими государствами».
Тем не менее, когда чуть позднее, 27 октября 2020 года, Нурсултан Назарбаев прилетел в Объединенные Арабские Эмираты, с ним там встречаются и общаются отнюдь не президент Объединенных Арабских Эмиратов Халиф ибн Заид Аль Нахайян или его единокровный брат и наследный принц Мухаммад ибн Заид Аль Нахайян, а заместитель премьер-Министра, министр по делам президента Объединенных Арабских Эмиратов шейх Мансур бен Заидом Аль Нахаян (!).
Мы бы могли сказать, что елбасы перестали уважать в Объединенных Арабских Эмиратах, но тут скорее всего дело в ином – некоем конфликте между Нурсултаном Назарбаевым и правящей в ОАЭ династии. Причем как мы подозреваем — по вопросу денег. Отсюда и все отмеченные выше странности.
Сразу оговоримся, что все сказанное ниже – это версия KZ.expert, основанная на информации инсайдеров и знании неких тайн прошлого. И состоит она в том, что часть личного состояния Нурсултана Назарбаева была в свое времена выведена в ОАЭ и спрятана там в частных и государственных фондах, подконтрольных членам семьи Аль Нахаян. Теперь же первый президент РК решил (по каким причинам, тема отдельного материала) вернуть эти миллиарды в Казахстан (на бумаге они будут выглядеть как инвестиции из ОАЭ). Но тут что-то пошло не так.
Что и куда пошло – мы пока не знаем. Поэтому пока ограничимся озвучиванием этой версии…