Для кыргызстанцев открылась выставка, посвященная Александру Блоку

Автор -
227

Для всех желающих работает новая онлайн-выставка «Сын гармонии, поэт», рассказывающая о жизни и творчестве великого русского поэта Серебряного века Александра Александровича Блока (1880-1921).

Виртуальная экспозиция содержит более 30 уникальных экспонатов, связанных с талантливым литератором, прочно вошедшим в историю и культуру России, среди которых автографы рукописей, живописные портреты, фотоматериалы конца XIX – начала XX века.

Выставка организована Международным институтом образования и развития, а также Институтом гуманитарного образования и тестирования (г. Москва) при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и продлится до 31 декабря 2020 года.

Любой желающий может познакомиться с экспонатами выставки бесплатно на сайте https://www.vystavkablok.kg/

Русский поэт Александр Александрович Блок родился 28 ноября (16 ноября по старому стилю) 1880 года в Санкт-Петербурге. Его отец Александр Львович Блок был профессором права Варшавского университета, мать Александра Андреевна, урожденная Бекетова, – переводчица.

Родители Александра Блока разошлись еще до рождения сына и он воспитывался в семье своего деда Андрея Бекетова – ректора Петербургского университета, проводя ежегодно летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово.

Сочинять стихи Блок начал в пять лет. В детские и отроческие годы вместе с двоюродными и троюродными братьями он «издавал» в одном экземпляре рукописный журнал «Вестник».

В 1889 году его мать вышла замуж за гвардейского офицера и семья поселилась на окраине Петербурга.

В 1889 году мальчик был отдан в Петербургскую Введенскую гимназию, которую окончил в 1898 году.

В 1898 году Александр Блок поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако в 1901 году перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению.

С начала 1900-х годов Александр Блок сблизился с символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.

В 1903 году в руководимом Мережковскими журнале «Новый путь» появилась первая подборка стихотворений Блока «Из посвящений». В том же году в альманахе «Северные цветы» был опубликован цикл стихотворений под заглавием «Стихи о Прекрасной Даме» (название предложено Брюсовым).

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-1907 годов, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирике этого времени становится ведущей тема «стихии» – образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества. Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок публиковался в символистских журналах «Вопросы жизни», «Весы», «Перевал», «Золотое Руно», в последнем с 1907 года вел критический отдел.

В 1907 году в Москве вышел сборник Блока «Нечаянная Радость», в Санкт-Петербурге – цикл стихов «Снежная Маска», в 1908 году в Москве – третий сборник стихов «Земля в снегу» и перевод трагедии Грильпарцера «Праматерь» со вступительной статьей и примечаниями. В 1908 году он обратился к театру и написал «лирические драмы» – «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка».

Поездка в Италию весной и летом 1909 года стала для Блока периодом «переоценки ценностей». Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле «Итальянские стихи».

В 1909 году, получив после смерти отца наследство, он надолго освободился от забот о литературном заработке и сосредоточился на крупных художественных замыслах. С 1910 года он начал работать над большой эпической поэмой «Возмездие» (не была завершена). В 1912-1913 годах написал пьесу «Роза и Крест». После выхода в 1911 году сборника «Ночные часы» Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (1911-1912). При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-1921 годах.

С осени 1914 года Блок работал над изданием «Стихотворения Аполлона Григорьева» (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора.

В июле 1916 года во время Первой мировой войны он был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском (ныне город в Белоруссии).

После Февральской революции 1917 года Блок возвратился в Петроград, где в качестве редактора стенографических отчетов вошел в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. Материалы следствия были им обобщены в книге «Последние дни императорской власти» (1921).

Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы «Двенадцать» и «Скифы».

Отрывок из «Скифов»:

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,

С раскосыми и жадными очами!

 

Для вас — века, для нас — единый час.

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы!

После «Двенадцати» и «Скифов» Александр Блок написал шуточные стихи «на случай», готовил последнюю редакцию «лирической трилогии», однако новых оригинальных стихов не создавал вплоть до 1921 года. В этот период поэт делал культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы — Вольной философской ассоциации, в Школе журнализма, писал лирические фрагменты «Ни сны, ни явь» и «Исповедь язычника», фельетоны «Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати».

Огромное число написанного было связано со служебной деятельностью Блока: после Октябрьской революции 1917 года он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 года он стал членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 года сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 года перешел в Большой драматический театр. Одновременно работал членом редколлегии издательства «Всемирная литература» под руководством Максима Горького, с 1920 года был председателем петроградского отделения Союза поэтов.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Но несоответствие между представлениями поэта об «очищающей революционной стихии» и кровавой повседневностью наступающего режима приводило его к разочарованию в происходящем. В его статьях и дневниковых записях появился мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о «тайной свободе» художника были высказаны в речи «О назначении поэта» на вечере памяти Александра Пушкина и в стихотворении «Пушкинскому Дому» (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

Весной 1921 года Александр Блок просил выдать ему выездную визу в Финляндию для лечения в санатории. Политбюро ЦК РКП(б), на заседании которого рассматривался этот вопрос, отказало Блоку в выезде.

В апреле 1921 года нарастающая депрессия поэта перешла в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа 1921 года Александр Блок скончался в Петрограде. Он был похоронен на Смоленском кладбище, в 1944 года прах поэта был перенесен на Литераторские мостки на Волковском кладбище.