Депутаты Жогорку Кенеша приняли сразу во втором и третьем чтениях законопроект о проведении референдума по выбору формы государственного правления.
9 декабря законопроект, вызвавший неоднозначные мнения в обществе, был принят в парламенте в первом чтении. Некоторые депутаты неоднократно отмечали, что при вынесении законопроекта были допущены нарушения регламента. Защитники же документа опровергают обвинения в нарушениях.
Жогорку Кенеш за два дня принял законопроект о назначении референдума на 10 января 2021 года. 10 декабря 60 парламентариев одобрили документ сразу во втором и третьем чтениях.
Из присутствовавших на слушаниях депутатов против проголосовали 4 парламентария: Каныбек Иманалиев, Наталья Никитенко, Дастан Бекешев, Айсулуу Мамашова.
Лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев, обращаясь к председательствующему на заседании парламента вице-спикеру Мирлану Бакирову, предупредил, что за незаконное вынесение на голосование законопроекта несет ответственность председатель парламента.
Как отметил Омурбек Текебаев, в соответствии со статьей 55 между чтениями законопроекта должно пройти не менее 10 дней.
По его словам, некоторые законы, одобренные парламентскими комитетами и фракциями, принимаются сразу в трех чтениях. Это случаи, когда закон, противоречащий Конституции, корректируется под нее, если вновь принятый закон противоречит прежнему закону, при исправлении технических ошибок в законе, при допущении несоответствий в русском и кыргызском тексте закона, международные соглашения, кроме кредитных — тогда можно принимать в трех чтениях. Но законопроект о назначении референдума в таком порядке рассматривать в парламенте нельзя.
Депутат Жогорку Кенеша Каныбек Иманалиев отметил, что при внесении проекта закона в парламент были допущены и другие нарушения закона:
— Как отметила Венецианская комиссия, срок деятельности парламента закончился, президента нет. В таких случаях парламент не имеет полномочий рассматривать серьезные, фундаментальные вопросы. Принимаемый нами законопроект относится к особо важным. Мы собираемся с подачи одного депутата — Акылбека Жапарова — внести изменения в устройство целого государства. Если так, то надо было, чтобы инициаторами законопроекта стали 80 депутатов парламента. Да, прежним инициатором документа был бывший депутат Зулушев. Проект был выставлен на общественное обсуждение. Но, когда документ выносится другим депутатом, срок обсуждения прежнего документа приостанавливается. Если мы хотим придерживаться 114 статьи Конституции, то документ должен был быть вынесен на общественное обсуждение после 15 октября и предложен на рассмотрение в парламенте. Народ не видел обсуждения документа в комитете.
Депутат фракции «Ата Мекен» Наталья Никитенко призвала своих коллег не говорить от имени народа, отметив, что данный законопроект противоречит интересам народа.
Другой парламентарий – Дастан Бекешев – высказал критику:за игнорирование законов:
— Могли хотя бы неделю выждать с принятием законопроекта. Он незаконно был внесен в повестку дня. Мы внесли предложения, но их не рассмотрели. Комитет не собирался. Все законы будут приниматься по итогам опросов? Тогда нам и не нужно спрашивать у народа, а принимать все законы за закрытыми дверями. И без того вышли за все рамки. Мы живем по понятиям.
В случае подписания и. о. президентом Талантом Мамытовым законопроекта о проведении референдума по определению государственной формы правления плебисцит могут провести в один день с выборами президента — 10 января 2021 года.
10 декабря у здания Жогорку Кенеша гражданские активисты и правозащитники организовали «коридор позора» для депутатов. Они выкрикивали «Позор!» заходившим в здание парламентариям.