Во время пика пандемии медики были вынуждены покупать маски. Об этом на пресс-конференции сообщили члены межведомственной рабочей комиссии по анализу действий Республиканского штаба по борьбе с коронавирусом.
По их информации, часть конфискованных на границе масок передали органам местного самоуправления, госорганам, небольшую часть — больницам, но больше всего в масках нуждались медицинские работники. Медикам пришлось покупать эти маски по завышенным ценам в аптеках», — рассказали эксперты.
Во время пика коронавирусной инфекции в Кыргызстане летом 2020 года цены на лекарственные препараты возросли в 2 или в 3 раза. Об этом заявила член межведомственной рабочей комиссии Асель Куланбаева.
По ее словам, наценка от ввозной цены к розничной составляла 30%-60%. Так, если «гепарин» стоит 1500 сомов, «клексан» — 5635 сомов, антибиотики «цефипим» — 200 сомов, то продавались они в разы дороже. К примеру, «гепарин» по 5000 сомов, цена «клексана» дошла до 8 тыс. сомов, пульсоксиметры, которые стоят около 1000 сомов, продавались по 5000 сомов.
«В пик заболевания люди не могли найти ни «гепарин», ни «фортепарин», ни «клексан». Многие звонили и искали лекарства. Основная цель Департамента — реализация госполитики в сфере обращения лекарственных средств, предусмотренного законом КР. В его задачи входит мониторинг цен, выдача лицензии, хранение, но он не можем формировать цены на лекарства.
«Мы все с вами стали свидетелями завышенных цен в аптеках, но за все время были зафиксировано 7 жалоб. Потому что не у всего населения есть доступ к Департаменту лекарственного обеспечения или мобильного приложения, чтобы они могли сообщить, что в такой-то аптеке цены завышенные. Этот покупатель не будет заходить на сайт Департамента и не будет писать жалобу. Поэтому у Департамента должна быть взаимосвязь с населением. Потому что сейчас Департамент недоступен для населения. Стоит отметить, что поскольку есть мораторий на проверки бизнеса, тот же Департамент не может пойти и проверять аптеки», — сказала она.
Во время брифинга также была информация о работе больниц. Обнаружены факты некоего «социального ранжирования», когда больным госчиновникам и их близким создавались особые условия.
Многие чиновники лечились в инфекционной больнице — единственной подготовленной для приема пациентов с коронавирусной инфекцией. Об этом на пресс-конференции заявила член межведомственной комиссии Айдай Чыныбекова, дочь бывшего спикера парламента Чыныбая Турсунбекова.
Она отметила, что во время пика заболевания коронавирусом простых граждан отправляли в госпиталь «Семетей», а места в единственной подготовленной Республиканской инфекционной больнице держали для чиновников.
Айдай Чыныбекова отметила, что медики были не подготовлены.
«По словам одного главного врача, санитаров им пришлось набирать на бирже труда. Медики в красной зоне работали без необходимых лекарств и оборудования. Без соответствующего обучения их отправляли буквально как на войну без оружия. Мы выяснили, что третья версия клинического руководства была готова еще в начале мая, но ее утвердили только в июне. А передана фармкомпаниям она была 1 июля. И этот протокол отличался от предыдущих двух версий в плане лечения. Например, были указаны антикоагулянты. То есть было упущено драгоценное время для закупа лекарственных средств и не обучили врачей. То же самое было с четвертым протоколом», — говорит член межведкомиссии.
Много вопросов возникло и по поводу распределения гумпомощи.
Нет детальной информации о поступившей гуманитарной помощи. Об этом на пресс-конференции сообщил член межведомственной комиссии по повышению эффективности государственных и местных органов в противодействии COVID-19 Бакыт Сатыбеков.
По его словам, комиссии трудно было собирать информацию о распределении гуманитарной помощи.
«Мы проанализировали гумпомощь только по нескольким больницам Бишкека. Получив данные от департамента лекарственного обеспечения, сверили данные. Например, инфекционная больница не подтверждает получение концентраторов на сумму 3 миллиона сомов», — сказал он.
В ночь на 7 октября в офисе ФОМС уничтожили бумаги и цифровые носители
Об этом на пресс-конференции сообщил член межведомственной рабочей Самат Асаналиев.
По его словам, в здании ФОМС неизвестные лица устроили погром.
«Рядом с этим зданием находятся торговый центр, банк, другие учреждения, а погром устроили именно в ФОМС. Уничтожали только бумаги и цифровые носители», — отметил он.