Касым-Жомарт Токаев пребывает на посту главы государства только потому, что нужен Нурсултану Назарбаеву в качестве местоблюстителя, который не претендует на престол. Об этом пишет kz.expert.
А это в свою очередь заставляет предположить, что как только елбасы покинет этот мир, шансов у Токаева сохранить свое кресло не будет. Просто потому, что на практике и председатель Мажилиса Парламента РК, и премьер-министр РК, обладают куда большим влиянием на «суперпрезидентскую» вертикаль, чем формальный глава государства.
Судя по всему, удержаться у руля Касым-Жомарт Токаев сможет только в одном случае – если его поддержит какая-то мощная политическая сила.
[adsforwp id=»420384″]Kz.expert обратили внимание на некоторые нюансы, из которых можно сделать определенные выводы.
12 февраля 2021 года в Мажилисе парламента РК прошло заседание депутатской фракции «Нур Отана», посвященное вопросам реализации предвыборной программы партии власти.
В мероприятии под председательством спикера палаты Нурлана Нигматуллина кроме членов фракции приняли участие премьер-министр РК Аскар Мамин и первый заместитель председателя «Нур Отана» Бауыржан Байбек.
Соответственно пресс-релизы на тему того, что, как и кем обсуждалось на данном мероприятии, опубликовали и пресс-служба Мажилиса и пресс-служба правительства РК. И хотя оба информационных сообщения написаны стандартным бюрократическим языком, сравнение их содержания позволяет кое-что если не установить, то предположить.
Например, в пресс-релизе Мажилиса перечень главных участников заседания сформулирован так (цитируем):
«В заседании посредством видеоконференцсвязи приняли участие Премьер-Министр Казахстана Аскар Мамин, Первый заместитель Председателя партии «Nur Otan» Бауыржан Байбек, а также члены Правительства».
Тогда как в пресс-релизе правительства РК он выглядит чуть иначе (цитируем):
«Премьер-Министр РК Аскар Мамин в режиме видеоконференцсвязи принял участие в заседании фракции партии «Nur Otan», которое провел Председатель Мажилиса Парламента РК, руководитель фракции Нурлан Нигматулин».
Но если тот факт, что в правительственном пресс-релизе Аскар Мамин упомянут первым, а Нурлан Нигматуллин лишь вторым (хотя последний председательствовал на заседании депутатской фракции партии «Нур Отан», а первый на нем докладывал), можно объяснить обычным служебным рвением чиновников, то «пропажа» Бауыржана Байбека вызывает недоумение.
Это вполне может свидетельствовать о том, что глава казахстанского правительства негативно относится к первому заместителю «лидера нации» по партийной линии, соответственно его подчиненные об этом знают и поэтому отражают эмоции своего шефа в пресс-релизе.
Другое наблюдение касается обоих пресс-релизов.
Дело в том, что в них неоднократно упоминается лидер партии «Нур Отан», он же первый президент РК и «лидер нации», но вообще обойден внимание действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев. Между тем, предвыборная программа правящей в республике партии реализуется главным образом правительством РК, которое между прочим прямо подчинено и подотчетно президенту РК.
Подобная забывчивость обеих пресс-служб, как Мажилиса Парламента РК, так и правительства РК, похоже, совсем не случайны. И скорее всего свидетельствуют о том, что и Нурлан Нигматуллин, и Аскар Мамин не слишком хорошо относятся к Касым-Жомарту Токаеву.
Более того, судя по тому, что клерки пресс-служб позволяют себе забывать о нынешнем президенте, Акорда у них не в чести. А это в свою очередь заставляет предположить, что администрация главы государства или не отслеживает, что пишут про Токаева, или не может поставить на место своих коллег. То есть по сравнению даже с недалеким прошлым она потеряла политическое значение и влияние.
Из этих двух, на первый взгляд, не слишком важных наблюдений, мы хотим сделать далеко идущий вывод: Касым-Жомарт Токаев пребывает на посту главы государства только потому, что нужен Нурсултану Назарбаеву в качестве местоблюстителя, который не претендует на престол.
А это в свою очередь заставляет предположить, что как только елбасы покинет этот мир, шансов у Токаева сохранить свое кресло не будет. Просто потому, что на практике и председатель Мажилиса Парламента РК, и премьер-министр РК, обладают куда большим влиянием на «суперпрезидентскую» вертикаль, чем формальный глава государства.
Судя по всему, удержаться у руля Касым-Жомарт Токаев сможет только в одном случае – если его поддержит какая-то мощная политическая сила.
Например, силовики во главе с председателем КНБ РК Каримом Масимовым. Или семья Нурсултана Назарбаева (или большинство ее членов).
В противном случае Токаеву придется досрочно уйти в отставку по состоянию здоровья или по причине осознания того, что стране срочно нужен другой, более молодой и энергичный лидер.
Стоит отметить, что телеграм-канал «Узун кулак» снова поднял тему «нового транзита власти» (даем без редакции):
Как стало известно от людей из окружения «кошелька» Нурсултана Назарбаева Владимира Кима в Лондоне, самый богатый житель Казахстана считает необходимым осуществить новый транзит власти. Для дискредитации действующего президента Касыма-Жомарта Токаева в глазах Елбасы у Кима достаточно как финансовых, так и аппаратных ресурсов, и помешать ему может лишь его систематическое пьянство, на необходимость лечения от которого уже неоднократно указывал Киму сам Назарбаев. Собственно, о намерении вмешаться в вопросы внутренней политики окружению олигарха стало известно во время его очередного алкогольного делирия.
Как мы писали ранее, Ким имеет тесные контакты с заместителем председателя партии «Нұр Отан» Бауыржаном Байбеком и спикером Мажилиса Нурланом Нигматулиным, именно последнего он видит в качестве нового главы государства, что даже якобы согласовано с Елбасы. В качестве премьер-министра РК член «корейской группы» видит не Аскара Мамина, а своего давнего приятеля и наставника Таира Мансурова, бывшего генерального секретаря Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и акима СКО.
Информацию о намерении Кима вмешаться в вопросы внутренней политики из его окружения уже передали российским олигархам, имеющим интересы в Казахстане, а те, в свою очередь, довели информацию до администрации президента России. Несмотря на систематическое пьянство олигарха, близкого к Елбасы, в Кремле вполне спокойно и пока молчаливо отнеслись к рассуждениям о новом транзите власти. Насколько реальна смена высшего руководства, покажет время, но то, что такие рассуждения имеют место, свидетельствует о нарастающей в Казахстане нестабильности, в том числе внутри самой олигополии.
Внимание московских аналитиков обращает на себя и то, что в качестве премьер-министра РК назван проживающий в России и имеющий российское гражданство Мансуров. Мансуров не только имеет управленческий опыт, но и видимо еще не растерял способности осуществить необходимые для экономического роста преобразования, хотя больше он известен, как искренний поборник евразийской идеи, горячий сторонник интеграционных инициатив и проекта «Союзного государства».