«Присадки — плохо» и еще 5 мифов о моторном масле

Чтобы разобраться в том, как в XXI веке выбирать моторные масла, как их менять, а как — проверять, редакторы Авто Mail.ru обратились к главному техническому специалисту компании «ТОТАЛ ВОСТОК» Роману Корчагину. На что можно, а на что нельзя ориентироваться?

Миф 1

Рекомендации автопроизводителей — это просто реклама, не нужно переплачивать за цифры и «допуски» на упаковке масла

В реальности:

С моторным маслом дела обстоят примерно так же, как с продуктами питания. Никто не запрещает покупать самые дешевые продукты в магазине, но если питаться только ими, то проблемы со здоровьем в будущем весьма вероятны.

От некачественного смазочного материала мотор автомобиля вряд ли выйдет из строя за несколько минут. Но в отдаленной перспективе использование масла, которое не соответствует требованиям производителя автомобиля, приведет к нежелательным последствиям. Как минимум — к повышенному износу деталей газораспределительного механизма и к значительному объему отложений, которые и станут отложенным результатом нерациональной экономии.

Миф 2

В реальности:

Чистые базовые масла без присадок применялись 80 лет назад. И уже тогда специалисты поняли, что естественных противоизносных свойств смазочного материала недостаточно, чтобы обеспечить длительную сохранность двигателя и его работоспособность и надежность. С этого момента, собственно, началась история разработки международных классификаций смазочных материалов.

Миф 3

«Минералка», полусинтетика и синтетика совместимы и их можно смешивать

В реальности:

Минеральное масло, полусинтетическое и синтетическое моторное масло делаются совершенно разными способами, с использованием сильно отличающихся технологий.

Их состав тоже разный. Кроме того, отличаются и пакеты присадок для «минералки», полусинтетики и синтетики — в них будут разные компоненты. Да, международные стандарты обязывают производителей смазочных материалов обеспечивать совместимость масел, но одинаковые свойства требуются лишь в пределах 10-процентной разницы. Все, что выше 10% просто-напросто никем не проверяется.

Сама же цифра в 10% не означает, что разные масла можно смешивать в соотношении 1 к 1. Указанный процент выдерживается для того, чтобы гарантировать лишь возможность замены масла без промывки двигателя, ведь небольшое количество старого смазочного материала остается в моторе даже после полного слива масла. Я не рекомендую рисковать со смешиванием масел разного типа.

Миф 4

Промывать мотор перед заменой масла не нужно — это даже может быть опасно для двигателя

В реальности:

Универсальной рекомендации по этому вопросу не существует. Когда речь идет об автомобиле, история обслуживания которого полностью известна, а при этом обслуживании всегда выбирались высококачественные материалы — да, промывать двигатель необходимости нет. Моющие свойства современных масел обеспечивают необходимую защиту мотора.

Если у владельца нет информации, какое масло использовалось в автомобиле ранее, неизвестно, как часто проводилось техническое обслуживание, то первым делом нужно оценить: что под клапанной крышкой? Если отложений нет и все в порядке, то можно обойтись без промывания. Зато если видны отложения, то промывка необходима.

При промывании мотора лучше всего использовать опять-таки товарное масло. Популярные «пятиминутки» и средства, называющиеся промывочными маслами, как раз могут навредить двигателю, поскольку их состав неполноценен по сравнению с товарным маслом. Именно негативные последствия использования этих средств и стали причиной появления мифа об опасности промывания мотора.

Миф 5

Потемневшее масло сигнализирует о проблемах с двигателем

В реальности:

Все наоборот, мотору грозит поломка, если цвет масла со временем не меняется. Смазка движется по замкнутому контуру, выполняет свои функции и смывает нагары — и она должна становиться более темной. В случае если после 3-5 тыс. км пробега владелец видит на щупе прозрачное масло, должен возникнуть большой вопрос: очищает ли используемая смазка двигатель, есть ли в ней все необходимые присадки и вообще правильно ли работает это масло? У бензиновых, дизельных и газовых двигателей скорость потемнения масла слегка отличается, но правило все равно общее для всех.

Миф 6
Грамотный механик определит вязкость масла «на ощупь»

В реальности:

Вязкость масла определяется только в лабораторных условиях на специальном приборе — вискозиметре. Механики, которые берут пробу и растирают каплю масла пальцами, на самом деле определить его вязкость таким образом не могут. Конечно, невозможно таким способом и понять, подходит ли масло автомобилю.

Поделиться