Глава офиса Всемирного банка в Кыргызстана Навид Хасан Накви рассказал журналистам о социально-экономических последствиях распространения пандемии в стране, возможных выходах из кризисной ситуации и поддержке, оказанной международным финансовым институтом стране за период март 2020 – март 2021.
По словам представителя Всемирного банка, состояние экономики республики вызывало обеспокоенность еще до наступления пандемии — по официальным данным, в 2019 году примерно 20% населения в Кыргызстане проживало ниже черты бедности. Вместе с тем аналитики сходились во мнении, что как таковой прослойки среднего класса в стране нет, потому что около 60% жителей республики относятся к уязвимой категории и восприимчивы даже к незначительному шоку.
В 2020 году спад экономики Кыргызстана произошел на 8,6%. Процесс также сопровождался снижением курса национальной валюты по отношению к доллару США на 19%. Основным шоком для экономики стала еще и инфляция на уровне 9,7%. На фоне этого уровень бедности подскочил до 31%. По прогнозам на 2021-й, уровень бедности может вырасти еще на 4% и достигнуть уже 35%, — оперирует цифрами Навид Хасан Накви. Такое положение дел объясняется двумя причинами: потерей источников дохода и инфляцией, особенно продовольственной, которая в 2020-м добралась до отметки в 12%.
Навид Хасан Накви отметил, что год назад страны мира еще не осознавали, насколько сильно пандемия может ударить по их экономическим показателям. Для таких же государств, как Кыргызстан, которые находятся ближе к нижнему спектру по уровню доходов, она стала очень серьезным испытанием: если экономика развитых стран сократилась на 4,4%, то для Кыргызской Республики этот показатель составил 8,6%.
Значительные трудности летом прошлого года испытывали системы здравоохранения во всем мире. Пандемия наглядно показала, насколько нереалистичными были оценки готовности государств к борьбе с коронавирусом.
В Кыргызстане помимо кризиса в социально-экономическом развитии, связанного с пандемией коронавируса, на общую ситуацию наслаиваются и проблемы политического характера. По убеждению главы офиса ВБ, необходимо как можно быстрее завершить все политические процессы, чтобы заняться восстановлением экономики, повышением уровня благосостояния населения и возобновить приостановленные проекты, в том числе поддержанные международным институтом.
На сегодняшний день, при финансовой помощи Всемирного банка в Кыргызстане реализуются 24 проекта на общую сумму 763 млн. долларов, из которых освоено чуть более 100 млн. долларов. Это означает, что большая часть средств, утвержденная и распределенная по секторам, пока еще не задействована из-за политических событий, — отметил Навид Хасан Накви.
В ответ на пандемию COVID-19 Всемирный банк предоставил республике чрезвычайную помощь в размере 160,15 млн. долларов. Из них $22,15 млн были направлены на удовлетворение неотложных медицинских потребностей, а $138 млн — на оказание помощи в восстановлении уязвимых и бедных слоев населения, а также предприятий малого и среднего бизнеса, который остро переживает негативные последствия распространения коронавирусной инфекции.
«Мы смогли достаточно быстро мобилизовать свои ресурсы для того, чтобы помочь сектору здравоохранения, в том числе закупить средства индивидуальной защиты, медицинское оборудование, машины Скорой помощи. При этом были привлечены дополнительные ресурсы для оказания поддержки населению и бизнесу», — перечисляет представитель Всемирного банка. «Однако в силу политических и административных изменений большая часть этих ресурсов не была задействована».
В числе необходимых мер для вывода Кыргызстана из кризиса международный институт называет проведение масштабной вакцинации населения (Всемирный банк готов выделить на закупку вакцин 20-25 млн долларов), оказание эффективной поддержки бедным слоям населения, поддержка микро-, малого и среднего бизнеса, а также осуществление преобразований в секторе образования.
Всемирный банк выделяет всё финансирование Кыргызстану на специальных высокольготных условиях: 50% — на грантовой основе, 50% — в виде кредита на 38 лет по льготной ставке в 0,75% и с отсрочкой на 6 лет.