На пути к армии Турана? Об усилении военно-технического сотрудничества между Турцией и странами ЦА

Автор -
424

27 марта закончились совместные военные учения Турции и Узбекистана, проходившие в рамках соглашения о развитии военно-технического сотрудничества. Это не первый пример постепенного увеличивающегося в последние годы военного сотрудничества стран ЦА с Турцией.

Заинтересованность Турции странами ЦА может постепенно изменить традиционный расклад сил в регионе и задать новые правила игры. Об этом пишет platon.asia и предлагает взглянуть на краткий анализ развития геополитических отношений ЦА с Турцией, и подробно затронуть нынешнее положение и перспективы военно-технического сотрудничества между нашими странами.

После обретения странами ЦА независимости, Турция активно стремилась нарастить геополитическое влияние в регионе. С самого момента развала СССР в Турции формировались концепции по взаимодействию со странами нашего региона, и уже тогда Турция стала ориентироваться на создание Тюркского союза. Тем не менее сложность реализации масштабных планов сразу дала о себе знать, в частности, внешнеполитические отношения с Узбекистаном наоборот были испорчены решением Турции дать политическое убежище Узбекскому оппозиционеру Мухаммеду Салиху, в дальнейшем Узбекистан нередко обвинял Турецкую сторону во вмешательстве во внутренние дела страны.

Осознавая то, что излишняя настойчивость может испугать молодые республики, Анкара предпочла действовать с большей осторожностью, рассчитывая извлечь успех из долгосрочной стратегии. Сама по себе эта стратегия взаимоотношений со странами ЦА стала включать в себя комбинацию двустороннего взаимодействия, налаживания экономических и культурных связей, и развития многосторонних институтов, все то, что принято называть мягкой силой, при этом, не обошли стороной и военно-техническое сотрудничество.

Одним из главных движущих средств по достижению Турцией своих планов, стал Тюркский совет, в ЦА только Туркменистан и Таджикистан не являются его участниками.

В настоящий момент можно оценить успехи Турции достигнутые за прошедшие годы, в особенности показателен пример Азербайджана, с которым Турция применяла схожею стратегию, что и со странами ЦА. Между двумя республиками установлены чрезвычайно тесные политические и экономические отношения, а недавняя война в Нагорном Карабахе, продемонстрировала, в том числе и крепкое военное сотрудничество между этими странами.

Что касается непосредственно стран ЦА, то в Феврале этого года, Казахстан и Турция решили расширить свое военно-техническое сотрудничество, в частности обсуждались вопросы о приобретение различных видов БПЛА, и бронетанкового вооружения.

Несмотря на то, что обе стороны отметили важность оборонной сферы, военные позиции Турции в Казахстане далеки до показательных.
Иначе ситуация обстоит с Туркменистаном, страна является крупнейшим закупщиком Турецкого вооружения,  около 36% всего импортируемого вооружения поставляется из Турции, в то время как из России это число составляешь лишь 20%.

И все же общая динамика пока развивается строго в пользу увеличения сотрудничества в военной сфере, ни о каком полноценном военном присутствие Турции в регионе речи пока нет, но куда важнее общая тенденция, которая безусловно идет на пользу Турции.

В то же время, массовые дискуссии относительно идеи об армии Турана, или же о полноценном союзе стран ЦА с Турцией, носят скорее провокационный или же теоретических характер, ввиду того, что зачастую не соответствуют реальному положению вещей в регионе.

Наиболее остро о себе идея заявила в октябре прошлого года, когда правоцентристская-консервативная газета «Турция» опубликовала статью «Путь средство — Армия Турана», в котором и была затронута идея об единой тюркской армии.  В конечном счете на данную публикацию отреагировал сам министр обороны России, Сергей Шойгу, высказав опасение относительно того, против кого может быть направлен этот союз, а также напомним, что и в самой России проживает множество тюркских народов.

И все же, очевидно, что Москва и Анкара уже многие годы ведут борьбу за расширение влияния в регионе, притом Турция находится как бы на позиции нападающего, в то время как РФ стремится удержать накопленное влияние.  Но с ростом конкуренции со стороны Турции и Китая, позиции РФ кажутся многим постепенно ускользающими, а старые рычаги влияния ослабленными.

В то время как заинтересованность странами ЦА в модернизации своего вооружения и развитию инфраструктуры, способствует тому, что такие региональные державы как Турция, все более активно будут действовать по отношению к нашему региону.