Председатель Госкомиссии по по изучению деятельности золотодобывающей компании «Кумтор» Акылбек Жапаров тоже должен быть привлечен к ответственности за заключение несправедливых соглашений по месторождению. Об этом заявил депутат и член госкомиссии Рыскелди Момбеков, который выразил особое мнение по заключению комиссию.
Депутат заявил, что как член госкомиссии он подписал заключение, но поддерживает его наполовину.
«Почему с таким мнением вышел? Все написать сложно. Поблагодарю работу комиссии — большую работу проделали, особенно эксперты, провели экологические, экономические экспертизы, самые большие иски за все время независимости КР определили — я не возражаю», — сказал он. Но, по его словам, в заключении комиссии много неопределенных моментов. Проект постановления — это исторический документ и в нем требуется точность, в историческом документе решается судьба многих людей и страны, сказал он.
«Мы все хорошо знаем, в основном, было два соглашения — решение от 2003 года и концессионное соглашение от 2009 года. Но всех до октября 2020 года выставили и назвали предателями, но нет доказательства того, что они предатели, только суд может так назвать», — сказал он и выступил против этого.
«Я против этого. Почему только с октября 2020 года должны брать? До этого все становятся предателями? Все, кто служил прежним президентам, сидят здесь, значит, половина предатели?» — спросил он. Момбеков отметил, что в 2009 году соглашение с «Центеррой» «протащили через Жогорку Кенеш» и Конституционный суд, признав его международным.
«Да, 5 млрд долларов США иска предъявляем, но не верю, что сможем взыскать средства. Было бы хорошо, если бы взыскали, но все это, по моему личному мнению, — сказка. Вчера ночью «Центерра» подала в арбитражный суд», — сказал он.
Депутат спросил, почему акцент делают на соглашения после 2009 года и спросил, это политика?
«Но в 2003, 2009 и в 2007 годах были комиссии. В 2007 году когда Атамбаев был главой правительства, Акылбек Усенбекович возглавлял комиссию по Кумтору», — сказал он.
А в 2003 году Акылбек Жапаров был председателем комитета по налогам, таможенным и другим сборам, сообщил Р.Момбеков.
«В 2009 году Акылбек Усенбекович был вице-премьером и следил за экономической политикой. При этом всех назвать предателями, а этот человек выйдет сухим — как это будет выглядеть? История нас не простит. На сколько есть их вина, и у этого человека должна была быть такая же вина. Почему Акылбек Жапаров не выступал в то время, в 2003 году, перед Акаевым, как я? Почему перед Бакиевым, Атамбаевым, Жээнбековым не выступал? Этот человек (Акылбек Жапаров -ред) предлагал выдвинуть Акаева на Нобелевскую премию, а Бакиева называл «Ваше превосходительство». Мы же помним, что если в 2003 году Айдар Акаев держал за хвост Кумтор, то в 2009 году Максим Бакиев держал за горло. Здесь не должно быть игры», — сказал депутат Р.Момбеков.
По его словам, Аскар Акаев опровергает обвинения в получении денег с Кумтора. Адвокат Алмазбека Атамбаева сообщил, что экс-президент готов сесть на 10 лет без суда и следствия, если докажут, что он взял хотя бы 10 сомов с Кумтора. Момбеков отметил, что в заключении комиссии много непроверенных и недоказанных фактов о нарушениях. Момбекова больше возмущает, что комиссия взяла на себя роль судей и объявила некоторых лиц предателями, обвинила в измене родине.
По мнению депутата, если КР хотела бы выиграть, то надо было пойти на национализацию. «Если вы хотите войти в историю и как-то реабилитироваться, то давайте пойдем на национализацию. Надо поднять законопроект Омурбека Текебаева о национализации, который пылится здесь в парламенте с 2016 года и принять в трех чтениях, как мы уже принимаем сейчас», заявил Момбеков, отметив, что сейчас по заключению комиссии все может закончится как и прежде, то есть власть пойдет на различные переговоры с «Центеррой». И это станет проблемой только для народа и «бомбой замедленного действия» для президента Садыра Жапарова.
Государственная комиссия предлагает не национализацию рудника «Кумтора», а введение внешнего управления. Об этом сообщил депутат Акылбек Жапаров.
По его словам, нет необходимости национализации рудника.
«Земля и рудник принадлежат народу. Мы отдали рудник в концессию. Поэтому предлагаем ввести внешнее управление, остальное можно решить конфискацией и другими способами», — сказал он.
Отметим, комиссия насчитала экологический ущерб и налоговые невыплаты компании в размере $4 миллиардов 220 миллионов.