Про джамаат племянника и брата Назарбаева. Что известно и может ли он «мирно захватить власть»?

Автор -
16441

    На днях анонимный telegram-канал «Нурсултанский соловей», ранее оперировавший под названием «Uzyn Qulaq», опубликовал два прелюбопытных поста, посвященных брату первого президента РК Болату Назарбаеву и племяннику Кайрату Сатыбалды. Об этом пишет KZ.expert и пытается разобраться в ситуации, и оценить возможные риски.

    Процитируем их целиком (выделения сделаны KZ.expert):

    «Среди политической элиты Казахстана в последнее время широко обсуждается передел целого ряда отраслей национальной экономики, который осуществляется не пользу государственных или квазигосударственных структур, а в пользу частных лиц. В качестве бенефициаров такого передела все чаще называются племянник Елбасы — Кайрат Сатыбалды и брат лидера и отца нации Болат Назарбаев, который считается одним из самых самых влиятельных и богатых людей юга Казахстана, чье состояние оценивается в 10 млрд. долларов.

    При этом все чаще говорится о некоем собственном джамаате, который представляют Сатыбалды и Назарбаев, принимаются в него только крупные бизнесмены. Например, среди участников этой исламской общины замечен зять Имангали Тасмагамбетова — Кенес Ракишев, однако он участвует в делах джамаата периодически, поскольку предпочитает жить в России, куда постепенно переводит все свои активы, избавляясь от всех бизнес-активов в Казахстане, требующих постоянного личного участия.

    Впервые о существовании такого джамаата заговорили, когда в Алматы и Алматинской области были монополизированы все базары и рынки. Тогда, несмотря на то, что торговцы являлись конкурентами, они в определенный момент приняли общие правила игры и стали принимать совместные решения об одновременном поднятии цен, завозу контрабанды и ряду других вопросов.

    Именно тогда и стали говорить о том, что все эти торговцы постоянно поддерживают связь друг с другом, являясь членами одной исламской общины и как минимум раз в неделю принимая участие в Джума-намазе.

    В эту же общину входят и руководители крупнейшего логистического хаба на базе рынка «Алтан-Орда», который принадлежит лично Болату Назарбаеву и нескольких торговых сетей. Постепенно влияние того, что называли джамаатом, распространилось на торговые объекты соседних городов и областей от Шымкента до Нур-Султана, а также Джамбульской, Туркестанской, Кызылординской областей.

    Фактически вся сфера торговли продуктами и товарами первой необходимости уже полностью монополизирована на юге Казахстана одной группой людей и частично монополизирована в других регионах. Юридически все эти люди никак между собой не связаны, что позволяет им избегать мер антимонопольного регулирования».

    «Еще одним членом джамаата политическая элита Казахстана называет казахстанского олигарха корейского происхождения Вячеслава Кима. Ким якобы принял ислам под влиянием Сатыбалды, который, вероятно, станет преемником всех бизнес-проектов Болата Назарбаева.

    Как известно, карьера Кима во многом успешно сложилась именно благодаря Сатыбалды, и теперь «Каспи Банк», большая часть которого принадлежит Киму, фактически является ключевым финансовым учреждением джамаата. Именно через это финансовое учреждение исламская община намерена поглощать активы и добиваться монополии в самых разных сферах, о чем свидетельствует увеличивающееся на рынке число платежей, проходящих через приложения «Каспи Банка».

    В «Каспи Банке» концентрируются все большие объемы платежей, банк неформально финансирует крупные проекты по созданию сети распределительных центров. Таким образом джамаат добивается полного контроля за всей сферой торговли в стране, причем контролируя всю цепочку от таможни, и логистических центров, до конечных пунктов продажи товаров».

    Считается, что целью джамаата является мирный захват власти в стране путем монополизации максимального количества сфер экономической деятельности и простирается существенно дальше, чем лишь сфера торговли.

    В джамаат входит и руководство национальной компании «Казахтелеком», не так давно поглотившей сеть «Теле-2».

    Иными словами, Сатыбалды и Болат Назарбаев добиваются не только почти монопольного контроля за финансовой сферой в части проходящих банковских транзакций через «Каспи Банк», но и за всеми личными данными казахстанцев, их переговорами, перепиской. Полный контроль за коммуникациями и сетями передачи данных — одна из важнейших целей джамаата, так как это фактически равно полному контролю государства.

    В настоящее время джамаат действует исключительно в рамках закона, однако силовой вариант передела целого ряда отраслей национальной экономики в будущем не исключен. Тем более, что джамаат имеет на юге Казахстана то, что можно охарактеризовать, как ЧВК, частную военную компанию, которая состоит как из представителей криминалитета, так из сотрудников охраны многочисленных базаров и рынков, а также сельских жителей в количестве нескольких тысяч,  серьезно зависящих от джамаата. На местах членами исламской общины являются сотрудники полиции и таможни, имеющие легальный доступ к оружию.

    При этом, хотя джамаат Сатыбалды действует пока мирными методами (если не считать бандитов, работающих на Сатыбалды и других членов «братства» и решающих наиболее сложные конкурентные проблемы, а также тотальной коррупции на контролируемых джамаатом таможнях), силовой вариант в будущем не исключен.

    По сути, джамаат активизировал свою деятельность в последние годы, ожидая «окончательного решения вопроса транзита власти». К этому моменту он должен подойти максимально подготовленным экономически — подчинив себе максимально возможное количество сфер экономики. А для плана «Б» у Сатыбалды и Болата Назарбаева давно сформирована на юге Казахстана фактически частная армия из нескольких тысяч зависимых от них сельских жителей, сотрудников охраны многочисленных базаров и других активов членов джамаата, нескольких банд, «решающих вопросы», а также коррумпированных полицейских и таможенников».

    По оценке KZ.expert, все выше процитированное – это политическая фантазия, демонизирующая Кайрата Сатыбалды и Болата Назарбаева.  Однако игнорировать ее, может оказаться большой ошибкой.

    Почему мы так считаем? Потому что она сконструирована из реально существующих «деталей». Другое дело, что они преувеличены, иногда сильно, негативно окрашены, произвольно перемешаны и затем поданы под весьма привлекательным для широкой публики острым «соусом».

    В результате получилось то, что теоретически должно испугать те группы и кланы казахстанской правящей элиты, что ориентируются на других представителей семьи Нурсултана Назарбаева, относительно независимы от нее и более европейски ориентированы.

    Проблема, однако, состоит в том, что теоретически вполне возможно, что через несколько лет подобный джаамат, то есть религиозная община, в Казахстане могут действительно сформироваться. Ведь де-факто для этого сейчас не хватает только идеи, которая овладеет массой и затем станет материальной силой.

    Мы не возьмемся предсказать, какой  может быть эта идея. В условиях массовой деградации населения возможно все, начиная от признания Кайрата Сатыбалды посланцем Аллаха и формированием очередной религиозной секты во главе с ним, и заканчивая формированием нового религиозного течения внутри ислама, в котором причудливо будут намешаны: вера в Аллаха, воспоминания о жизни в Советском Союзе с ее завышенными социальными ожиданиями, обиды на то, что сейчас уровень жизни не так высок, как хотелось бы, надежда на то, что можно будет все-таки построить общество, в котором всем станет хорошо.

    Без такой идеи нынешние «сторонники» Кайрата Сатыбалды и Болата Назарбаева (точнее, зависимые от них по тем или иным причинам люди) просто останутся теми, кто так или иначе участвует в их многочисленных бизнес-проектах, работает на них или рассчитывает на какие-то блага в обмен на свою поддержку, не важно реальную или на словах.

    Более того, если вдруг эти родственники «лидера нации» начнут представлять опасность для него самого, его реального преемника (а то, что таковыми Кайрат Сатыбалды и Болат Назарбаев не станут, уже очевидно), то их раздавят. Несмотря на частную армию «из нескольких тысяч зависимых от них сельских жителей, сотрудников охраны многочисленных базаров и других активов членов джамаата, нескольких банд, «решающих вопросы», а также коррумпированных полицейских и таможенников».

    Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.