Бизнес-сообщество Кыргызстана выступило против повышения ставок тарифов социальных выплат

Автор -
279

Бизнес-сообщество Кыргызстана выступило с открытым обращением к Жогорку Кенешу. Ниже приводим текст:

27 мая на сайте Жогорку Кенеша опубликован проект закона о депутата Саматбека Ибраева о внесении изменений в ряд нормативно правовых актов в сфере государственного социального страхования. Законопроектом предлагается установить ставки взносов в размере 15,25% для работодателей и 13% — для работников. Таким образом, общая ставка составит 28,25%, что выше действующей ставки (27,25%) на 1%.

Увеличение нагрузки на заработную плату сотрудников предприятий вызовет протесты со стороны рядовых работников как в коммерческих, так и бюджетных структурах, внося вклад в развитие социальной нестабильности.

Бизнес-сообщество Кыргызстана выступает против данной инициативы, которая совершенно не учитывает ни текущую сложнейшую экономическую ситуацию, в которой оказались предприниматели и работники страны из-за продолжающего уж больше года тяжелейшего экономического кризиса вызванного пандемией, политической нестабильностью, закрытием границ и другими факторами, ни основные направления государственной политики в этой сфере, направленные на снижение тарифов социальных выплат и сокращение теневого сектора экономики.

В своем послании от 5 мая 2021 года необходимость по снижению тарифов социальных выплат также была озвучена и президентом Кыргызской Республики. Согласно поручению президента законопроект должен быть внесен в Жогорку Кенеш до 1 октября 2021 года. В настоящее время правительством Кыргызской Республики совместно с представителями бизнес-сообщества и экспертов в рамках рабочей группы по реформе в сфере государственного социального страхования разрабатывается концепция новых законопроектов и новой системы соцстрахования и пенсионного обеспечения. Бизнес-ассоциации уже предложили свою концепцию пенсионной реформы, которая предоставлена в Аппарат Кабинета Министров и Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, в которой предлагаются более действенные инструменты для улучшения системы социального страхования.

Предложенный Ибраевым законопроект является еще одним ярким примером того, как отдельными депутатами на свое усмотрение инициируются важнейшие изменения в законодательство, при этом не учитывая ни основных целей политики государств, ни предварительной огромной работы уже проведенной в этой сфере причем самим же парламентом. Ведь даже нынешним созывом Жогорку Кенеша в 2018 году создавалась межведомственная рабочая группа для выработки согласованного подхода к решению вопросов тарифной политики, и она также пришла к выводу о необходимости сокращения тарифов социальных отчислений.

Мы уже имеем негативные примеры того, что происходит, когда народные избранники не имеющие опыта ни в фискальной, ни в социальной политике пытаются проводить изменения в этой сложной и чувствительной сфере. В свое время при активном лоббировании ряда представителей депутатского корпуса, не учитывая массовые протесты как со стороны общественности, так и бизнес – сообщества был создан Фонд оздоровления трудящихся в нарушение действующего законодательство как по государственному социальному страхованию, так и по бюджетному праву. Законом была установлена абсурдная норма об обязательности внесения взносов в Федерацию профсоюзов — общественную организацию, действующую на добровольных началах. Результатом такого непрофессионализма явился закономерный итог. Федерация профсоюзов в настоящее время погрязла во внутренних дрязгах и коррупционных скандалах в борьбе за эти миллиардные потоки средств предпринимателей и работников, раскололась на две группы, между которыми идут суды, счета организации арестованы, никакого оздоровления трудящихся не производится.

Одним из показателей непонимания инициатором самих основ законопроектной деятельности является то, что депутат указывает, что принятие данного законопроекта не повлечет за собой негативных экономических и социальных последствий и законопроект не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку не направлен на регулирование предпринимательской деятельности. Как закон, напрямую увеличивающий нагрузку на фонд оплаты труда, может не относиться к регулированию предпринимательской деятельности и не нести никаких последствий? А какие тогда вообще законопроекты можно отнести к этой категории по мнению депутата?

Бизнес-сообщество Кыргызстана обращается к депутату Ибраеву с требованием отозвать своей законопроект и ко всем депутатам Жогорку Кенеша с учетом нынешней катастрофической экономической ситуации в Кыргызстане не предпринимать никаких мер по ухудшению положения предпринимателей до конца срока своей деятельности.

1. Ассоциация малых ГЭС

2. Ассоциация поставщиков (производителей и дистрибьюторов) Кыргызстана

3. Ассоциация ВИЭ

4. Ассоциация Банкетных Ресторанов и Ивенторов

5. Ассоциация развития АПК

6. Союз предпринимателей МСБ г Токмок

7. Международный деловой совет

8. Союз банков Кыргызстана

9. Американская торговая палата в Кыргызской Республики

10. Союз ювелиров и предпринимателей Кыргызской Республики

11. Ассоциация ювелиров ЕАЭС

12. Национальный альянс бизнес-ассоциаций

13. Ассоциация производителей алкогольной продукции

14. Союз предпринимателей Жайылского района и г. Кара- Балта

15. Ассоциация предприятий легкой промышленности «Легпром»

16. Ассоциация страховщиков Кыргызской Республики

17. Ассоциация предпринимателей «Евразийский Бизнес Клуб»

18. Сборная бизнеса Кыргызстана

19. Ассоциация плодоовощных предприятий Кыргызстана

20. Палата налоговых консультантов Кыргызской Республики

21. Бизнес-ассоциация ЖИА

22. Ассоциация операторов связи

23. Ассоциация таможенных брокеров Кыргызстана

24. Ассоциация Союз образовательных учреждений

25. Ассоциация переработки молока

Депутат Жогорку Кенеша Саматбек Ибраев инициировал поправки в ряд законов, которые касаются отчислений граждан в Соцфонд со своей заработной платы. Они опубликованы для общественного обсуждения на сайте ЖК.

Предлагается создать три пенсионных фонда:

  • Страховой фонд — 2% от заработной платы, полученной по всем основаниям.
  • Основной фонд — взнос в размере 13% от заработной платы, полученной по всем основаниям.
  • Накопительный фонд — взнос в размере 13% от полученной заработной платы по всем основаниям. Зачисляется на лицевой пенсионный счет граждан.
  • Средства этого фонда будут направлены на сбор средств на выплату пенсий держателям основных счетов.

Как объясняет автор законопроекта, страховой фонд остается стабильным и неизменным во все периоды. Базовый фонд создается для текущих выплат пенсионерам. В начале проекта по модернизации экономики этого часто бывает недостаточно. Образовавшийся дефицит будет покрываться из бюджета.

Третий фонд — нововведение.

Основой пенсионной системы предлагается сделать накопительный пенсионный фонд, в который юрлица переводят определенный процент доходов своих сотрудников. При выходе на пенсию каждый гражданин получит в этот фонд ту сумму пенсионных накоплений, которую он перечислил из своей заработной платы.
На данный момент законодательно оплачиваются следующие отчисления:

17,25% от оклада оплачивает работодатель. С сотрудника удерживается еще 10%.
Таким образом, отчисления в Соцфонд составляют 27,25% от зарплаты.

Предлагается -15,25% будет оплачивать работодатель, с сотрудника предлагается удерживать 13%. Таким образом, общая сумма отчислений будет уже 28,25%.

Деньги защищать от инфляции намерены через оборот золота. Предлагается создать половину фонда накопления — золото, а половину — в национальной валюте.

Также предлагается со временем менять систему, сокращая базовую часть. Как объясняет автор поправок, практически во всех постсоветских странах есть серьезные проблемы с пенсиями. Необходимо ежегодно перечислять большие средства из бюджета в пенсионный фонд, чтобы поддерживать хотя бы минимально допустимый уровень пенсий.

Низкие доходы большинства населения, высокий уровень трудовой миграции, уклонение от выплат в пенсионный фонд, заработная плата в «конвертах» не способствуют росту фонда. И это ложится большим финансовым бременем на работающих граждан.

В настоящее время в КР работает лишь небольшое количество пенсионеров, которые платят взносы в пенсионный фонд. В стране на одного пенсионера приходится около двух плательщиков пенсионных взносов. Учитывая высокий уровень трудовой миграции и тот факт, что фермеры и самозанятые люди не вносят адекватного вклада в общую сумму взносов, реальное соотношение стало приближаться к одному пенсионеру на одного плательщика.

По рекомендациям Международной организации труда, у одного пенсионера должно быть не менее трех плательщиков.

«Если ситуация не изменится, то нынешняя модель пенсионного обеспечения не коснется всех пенсионеров, она быстро ухудшится, а через 10 лет просто рухнет.

Даже небольшая зависимость размера пенсии от уровня заработной платы не вызывает интереса к накоплению пенсий», — считает автор.

При нехватке средств в пенсионном фонде фактически вычитают из них значительную часть пенсионных накоплений в пользу нуждающихся.

«Успешный и быстрый рост экономики Кыргызстана повысит заработную плату, сделает работу в Кыргызской Республике более привлекательной, чем за рубежом, и позволит инвестировать пенсионные накопления в более надежные активы», — уверен депутат.

Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.