Ситуация вокруг «Яндекс.Такси» в Казахстане. Наступление патентных «троллей» или передел рынка?

Автор -
360

Российская компания не подготовилась к встрече с патентными «троллями» и не учла ловушки казахстанского законодательства. А нужно было всего лишь сразу получить местный патент на свою технологию работы, пишет 365info.kz.

Компания «Яндекс Go» оказалась втянута в судебные разбирательства в Казахстане. Иск в суд на нее подало предприятие «G-TAXI» о нарушении патента на автоматизированную систему заказа такси от 2016 года. Суд первой инстанции Алматы вынес решение о запрете работы «Яндекс.Такси» и блокировке приложения в Казахстане. Оно еще не вступило в законную силу. Представители компании не согласны с предъявленными исковыми требованиями и собираются подавать апелляцию.

По словам Андрея Чеботарева, главного редактора Телеграм канала FinanceKaz, сложившаяся ситуация — яркий пример проявления патентного троллинга.

Этот термин используется во всем мире для обозначения ситуаций, когда физические или юридические лица покупают и оформляют на свое имя патенты, не занимаясь при этом производством и использованием объекта интеллектуальной собственности. После этого они ждут момента, пока определенные технологии не разовьются на рынке до нужного уровня.

Вот тогда они начинают требовать с игроков рынка выплату компенсации за использование технологии.

— Человек видит, что в мире определенные патенты уже получены. А насколько мне известно,

в Казахстане при выдаче патента не проверяют инновационность в мире, ограничиваясь только Казахстаном. Патентные права регистрируются, а потом правообладатели начинают «кошмарить» тех, кто приходит с этой технологией в нашу страну

Этому способствуют дыры в нашем законодательстве.

Кто следующая жертва?

— Условно говоря, зарегистрировать права можно даже на глобальную систему спутникового интернета Starlink. И когда он придет в Казахстан, то может столкнуться с подобным иском. То есть патент фактически может зарегистрировать человек, который никак к нему не относится. Это делается с целью получения денег по решению суда. И это видно по компании «G-TAXI».

Да, компания старая, существует семь лет, проблем с налогами у ней нет. Но всего за этот период ею было оплачено 5 700 тенге

Зачастую так и бывает: компании, прибегающие к патентному троллингу, сами ничего не производят, а для наживы используют преимущественное право.

Другое дело, если у вас есть завод, вы на нем что-то собираете, изобретаете. Потом изобретение запатентовали и продолжили его собирать. А кто-то рядом открыл такой же завод и пытается у вас его копировать. Вы подаете в суд. В этом случае вы не являетесь патентным троллем.

Или другой пример: вы ученый, вы что-то разработали, но денег на производство нет. Тогда вы патентуете изобретение и параллельно ищете пути для его реализации. И это тоже не патентный троллинг, — уточняет аналитик.

Что делать?

По его словам, ошибка компании «Яндекс Go» в том, что придя на рынок Казахстана, она не получила местный патент.

— Но, опять же, я не уверен, что это стоит делать каждому приходящему к нам бизнесу. Для своей же безопасности? Да, возможно. Но процедура получения патента длинная и ресурсоемкая, — отмечает Чеботарев.

Свое видение ситуации обозначил и юрист Сергей Уткин.

— По-видимому, к этому вопросу суд подошел формально. Предыдущие суды, которые были по искам «G-TAXI» к другим операторам такси, решались более разумно. Но в данном случае выносить решение, следуя каждой букве закона, это абсурд. Потому что

скорее всего на самом деле неправильно зарегистрирован патент на этого «тролля»

При регистрации должны были понять, что таким методом автоматизированного заказа такси пользуются не только в Казахстане, но и во всем мире. И подобные агрегаторы существуют не только в области такси. Как можно было зарегистрировать такой патент? — недоумевает юрист.

Всему виной коррупция

По его предположениям, и при регистрации патента, и

при выносе судебного решения не в пользу российского оператора такси могла иметь место коррупционная составляющая

— Возможно, на судебное решение могли повлиять чьи-то указания сверху. Это тоже связано с коррупцией. А если пофантазировать,

это может быть вообще связано со взаимоотношениями с Россией. Просто было решено прищучить большую российскую компанию

В общем, все может быть. Проигравшей стороне надо пытаться оспорить решение патентного ведомства о регистрации патента, — поясняет Уткин.

При этом он отмечает, что в самом законодательстве понятия, касающиеся товарного знака и патента, обозначены нормально. Проблема в патентном ведомстве.

Свою версию выдвигают и телеграм-каналы. «Нурсултанский соловей» пишет со ссылкой на анонимное сообщение, что ситуация с частично удовлетворенным иском компании G-Taxi, принадлежащей некой гражданке Надежде Ким в отношении российского агрегатора такси от компании Яндекс, может быть первым звоночком передела рынка таксомоторных услуг в Казахстане.

«Отмечается, что рассматривать данный иск исключительно как действия «патентного тролля» является недальновидным, и происходящее может быть связано с активным выходом на национальный рынок страны другого агрегатора такси — DiDi.

DiDi — это крупный китайский конгломерат, предоставляющий услуги такси и каршеринга и ведущий агрессивную экспансию на рынки других стран, в Юго-Восточной Азии сервис уже активно конкурирует с Uber, а сейчас нацелен на захват рынка в странах СНГ.

В соседней России в связи с его активными действиями уже планируют законодательно ограничивать работу всех зарубежных сервисов такси, потому что они работают в ущерб российским компаниям. На недобросовестную конкуренцию со стороны китайской DiDi неоднократно жаловались, так как сервис, используя бездонный карман китайских инвесторов, доплачивал нанятым таксистам, чтобы подключить их как можно больше и затруднить работу другим агрегаторам таксомотороных услуг, а также набрать базу лояльных пассажиров; добившись этого, агрегатор прекращал демпинг.

В отдельных российских городах демпинг приводил к тому, что какое-то время для пассажиров DiDi поездки были абсолютно бесплатными — это недобросовестная конкуренция.  DiDi уже присутствует в Казахстане чуть больше года в неофициальном статусе, но вскоре будет работать вполне легально.

Учитывая, что, в отличие от России, в Казахстане сильны антикитайские настроения, вопрос экспансии китайской компании таксомоторного перевозчика может приобрести дополнительный политически окрас», пишет «Нурсултанский соловей».

Журналистка Гульнара Бажкенова в своем телеграм-канале пишет следующее:

Да, мы выяснили, что на Казахстан наступает китайский DiDi. И Яндекс ещё до патентного суда разослал своим водителям сообщение, что зарегистрировавшиеся именно в этом сервисе, будут заблокированы навсегда, обратной дороги нет.
Но дело в том, что «диди» никак не может зарегистрироваться в Казахстане, дело идёт со скрипом. Нет ли тут места искусственных помех со стороны конкурентов? А вот вопрос. Идёт война такси-сервисов. И началась она не сегодня.
Первым в Казахстан пришёл американский Убер, это ему мы обязаны исчезновением с городских дорог дико голосующих людей и переходом на цивильную норму — машина к дому. Это они создали и запустили приложение, которым мы сейчас пользуемся, изменились лишь фирменные цвета. И уход Убера из Казахстана, якобы слияние, продажа, то как это произошло и почему, остаётся не вполне понятным. У них все шло хорошо, и они не могли проиграть Яндексу в честной борьбе хотя бы потому что зашли на рынок первыми.

Все лучшие водители на тот момент были у них и водители их любили. Я опросила ветеранов, американцы обучали их и давали хорошие бонусы. Но пришёл Яндекс и начал страшно демпинговать. Россияне брали у водителей 10 процентов выручки против 12-ти убера, с пассажиров и вовсе копейки. А когда конкурентов не осталось, кроме несчастного индрайвера, которого никто не рассматривает как конкурента, цены подняли более чем в три раза. Водители эконома теперь отдают 22 процента от своей выручки, комфорт и бизнес ещё больше. Но выбора нет. А стоило ли тогда покупаться на те два демпинг процента? Стоит задуматься.
Теперь ситуация повторяется уже с китайским сервисом. А попробуйте и поборитесь с китайцами в демпинге! La Karma. Вот такие геополитические битвы в нашем таксомоторном парчке, от которых проигрывают прежде всего потребители, а выигрывают, подозреваю я, агашки на распределении.

Поделиться