Защита экс-премьер-министра получила официальное письмо от управляющего IT-учреждением Судебного Департамента Верховного суда «Адилет Сот», которое опровергает слова представителей Первомайского суда о том, что аудио и видео запись в зале суда во время процесса по избранию меры пресечения Омурбеку Бабанову, не велись по техническим причинам. Об этом сообщают сторонники Бабанова.
«Дело против бывшего премьер-министра Омурбек Бабанова с самого начала сопровождается незаконными действиями не только следователей, но и служителей Фемиды. Первое заседание в Первомайском районном суде, где должна была быть избрана мера пресечения, прошло за закрытыми дверями, что вызвало недовольство его сторонников и в целом недоумение общественности. Причем надо понимать, что этот было заседание не по существу обвинений, и избрание меры пресечения не может содержать никакой следственной тайны», говорится в сообщении.
И сам Омурбек Бабанова, и его адвокаты просили судью провести открытое заседание, чтобы в нем могли принять участие родственники и представители СМИ.
«В соответствии с требованиями законодательства, вопросы о законности задержания и избрании меры пресечения должны рассматриваться раздельно. И первое, и второе заседание должно быть открыто. В коридоре сидят депутаты Жогорку Кенеша, близкие родственники, которые имеют большое желание присутствовать на данном судебном заседании. Принимая во внимание личность моего подзащитного, резонанс этого дела, общественное мнение, я ходатайствую допустить журналистов на данное судебное заседание», — ходатайствовал адвокат Амантур Абдырахманов на заседании суда.
Адвокат Анатолий Хегай поддержал ходатайство коллеги, также отметив, что, согласно закону, судья должен провести два разных заседаний и по отдельности рассмотреть вопросы о законности задержания и избранию меры пресечения.
Однако следователь, участвующий в суде, заявил, что «из соображений об обеспечении тайны следствия» не нужно допускать на заседание журналистов. Такое же мнение выразил прокурор. Они оба заявили, что в кабинете уже ведется видеосъемка и аудиозапись.
Сам Омурбек Бабанов также просил провести открытое заседание, напомнив, что никакой тайны в этом деле нет, выразив надежду, что присутствие в зале представителей СМИ поможет провести процесс беспристрастно.
Однако судья не удовлетворил ходатайства защиты Бабанова, он согласился лишь раздельно рассмотреть вопросы о проверке законности задержания и избрания меры пресечения. При рассмотрении первого вопроса он разрешил присутствие близких родственников экс-главы правительства, но в допуске журналистов отказал, заявив, что в зале ведутся аудио и видеосъемка.
После того, как закончилось заседание, на котором Омурбеку Бабанову избрали меру пресечения в виде заключения под стражу на два месяца в СИЗО ГКНБ, судья Чынгыз Бердимуратов отказался выдавать записи аудио-видео фиксации.
В своем официальном ответе адвокату Анатолию Хегай судья написал, что аудио и видео фиксация на том заседании не велась по техническим причинам, так как секретарю судебного заседания не выдавались логин и пароль в программно-аппаратный комплекс, с помощью которого и осуществляется запись.
«Даже если предположить, что это правда, вызывает недоумение, что на заседании следователь, прокурор и даже сам судья не раз повторяли, что ведется аудио и видеозапись? Своим ответом адвокату судья как бы признает, что лгал. Почему он так не хотел присутствия СМИ в зале суда?», вопрошают сторонники Бабанова.
Однако адвокаты Омурбека Бабанова позже снова поймали служителя Фемиды на лжи, когда получили официальное письмо от «Адилет Сот» (прилагается), учреждения по информационным технологиям при Судебном Департаменте Верховного суда. В нем говорится, что судебному секретарю того заседания была выдана учетная запись для работы с программой.
«Получается, что судья солгал адвокатам не единожды, и сам процесс уже кажется полным фарсом. Чего боятся следствие и суд? Почему не хотят открытого процесса? Что такого секретного в деле о Кумторе, чего нельзя знать общественности? Тем более что Бабанов и его адвокаты уже не раз рассказали о всех его действиях, касающихся Кумтора, когда он занимал пост премьер-министра в 2011-2012 годы.
Несмотря на то, что власть заявляет о судебных реформах и прекращении политических гонений, само задержание Омурбка Бабанова и первое же заседание суда наглядно показали совершенно другую картину, где судья вместе со следователем и прокурором всеми правдами и неправдами выступают против проведения честного и открытого суда», пишут сторонники Бабанова.