Есть ли будущее у политических партий Кыргызстана

Автор -

Кыргызстана характеризуются прежде всего нестабильностью и хаотичными формами существования без постоянного и надежного электората и идеологии. Об этом пишет Transparency International Kyrgyzstan в своей статье «Есть ли будущее у политических партий в Кыргызстане?», текст которой приведен ниже:

Политические необходимы для существования и развития любой демократии. Они являются связующим звеном между государством и гражданским обществом, которое позволяет участвовать гражданам в политической жизни, и тем самым выражать свою волю. Таким образом, партии должны представлять общественные интересы и оказывать непосредственное влияние на принятие государственных решений.

С приобретением независимости, в Кыргызстане началось строительство партийной системы и для ее функционирования был принят формальный закон ««О политических партиях» в 1999 году, который к сожалению, не отражает современных требований и до сегодняшнего дня не претерпел никаких изменений. Появление партий и многопартийных выборов в стране не привело к становлению партийной демократии, и в нашем обществе сегодня преобладают такие чувства, как недоверие.

В то, что политические когда — то сыграют ведущую роль в развитии настоящей демократии с каждым днем все верится с трудом. За 30 лет независимости ощутимого прогресса в выстраивании эффективной партийной системы не наблюдается. В оправдание мы слышим различные мнения, начиная с того, что в развитых демократических странах этот путь занял длительное и придут дни, когда мы тоже «дозреем» до этой системы, и заканчивая мыслями, что вряд ли парламентская система приживется в нашей стране.

Избирательная система в Кыргызстане не способствовала усилению влияния политических партий на общество, поскольку в стране отсутствует возможность равноправной конкуренции. Наша избирательная система не мешает формированию политических партий, но и не стимулирует этот процесс. Незначительна роль политических партий еще и потому, что в стране всегда доминировала исполнительная власть в управлении политическим процессом.

Партийная система в значительной мере зависима от исполнительной власти и устанавливалась властью сверху, где в основном поддерживалась в расчете на то, чтобы сделать политический процесс более манипулируемым. Поэтому парламент всегда был и остается очень политизированным и в большей степени зависим от вертикали власти и по содержанию является пережитком советской системы.

В либеральных демократиях проходят через состязательные выборы, на которых предлагают свои программы и кандидатов. В нашей же стране состязательность выборов имеет другой характер. В обществе, где не сформировались социально-экономические интересы, люди не видят разницы между партийными идеологиями, тем более что почти все партийные программы похожи одна на другую и отходят на задний план, уступая место таким факторам, как использование административного ресурса и подкуп голосов. Данные негативные явления и привели к печальным октябрьским событиям 2020 года.

К сожалению, оказались неэффективными в роли посредника между гражданским обществом и властью. Проведенный нами анализ деятельности политических партий показывает, что партии слабо институционализированы и не могут эффективно выполнять функцию представительства политических интересов гражданского общества. Партии характеризуются, прежде всего, нестабильностью и хаотичностью форм существования, где не имеется постоянного и надежного электората и идеологии.

Еще одним печальным фактором в развитии партий, оказалось отсутствие прозрачности и подотчетности самих политических партий, где согласно нашему исследованию, по индикаторам прозрачность, подотчетность и механизмам честности набрали всего по 25 баллов из 100. Исключение составляет минимальная информация об избирательном фонде во выборов, который обнародуется официально и является единственным официальным и открытым источником о финансовом состоянии политических партий.

Основой любой регулирующей системы финансирования политической деятельности является требование для всех, кто участвует в политике, предоставлять информацию о том, как они мобилизуют и расходуют средства. Прозрачность способствует созданию равных условий, подвергает риску чрезмерного влияния на политиков и помогает защитить от проникновения незаконных источников денег, способствуя тем самым более широкой борьбе с коррупцией.

Необходимость прозрачности финансирования политических партий и кампаний закреплена в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Статья 7 (3)). Пока что, информация относительно финансирования предоставляется в избирательный орган в отношении избирательного фонда в период предвыборной кампании, других обязательств по раскрытию информации относительно финансирования политических партий законодательством не предусмотрено.

В последнее время, одним из успешных инструментов в усилении прозрачности и подотчетности является использование информационных технологий. Так, например, в Латвии имеется онлайновая поисковая база данных политических пожертвований для политических партий, информацию о которых они обязаны раскрывать в течение 15 дней после получения любого пожертвования, включая дату, размер, источник и получателя. Аналогичные базы данных охватывают членские взносы, необходимые финансовые декларации и годовые отчеты. Если партия имеет годовой оборот более 10-кратной величины минимальной месячной заработной платы, годовой должен также включать отчетность сертифицированного аудитора.

Но если даже вдруг наше законодательство изменится в сторону улучшения и усиления прозрачности и подотчетности политических партий, сам факт наличия законодательно прописанных механизмов может и не дать ожидаемых результатов. Все дело в том, что, необходим независимый институт по контролю за финансами политических партий. Например, в Латвии имеется независимое антикоррупционное агентство, которое контролирует финансовую отчетность политических партий. Какой же институт может вести независимый контроль у нас, когда согласно результатам нашего исследования по оценке Национальной Антикоррупционной Системы, все наши имеют очень низкие баллы по индикатору «Независимость».

Все вышеперечисленные проблемы привели к низкому уровню доверия к политическим партиям, так, например, согласно данным исследования Международного республиканского института (IRI) по Кыргызстану, 69% респондентов считают, что политические партии являются коррумпированными и 49% респондентов негативно относятся к партиям. Слабость политических партий будет тормозить развитие демократических процессов. Поэтому одной из главных задач является преодоление всех негативных тенденций развития партийной системы, если мы действительно хотим построить настоящее демократическое общество в Кыргызстане.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться