Таджикская оппозиция в изгнании опровергла озвученную министром внутренних дел Таджикистана Рамазоном Рахимзода информацию об аресте своих сторонников. Об этом сообщает Радио Озоди.
Глава МВД Таджикистана 4 августа сообщил на пресс-конференции в Душанбе, что за первые шесть месяцев текущего года задержано 143 человека по подозрению в участии в запрещенных движениях и организациях, террористических и экстремистских группах. По его словам, в частности, были задержаны 33 сторонника ПИВТ, НАТ и «Группы 24».
Рамазон Рахимзода также в своем выступлении назвал и принадлежность задержанных к тем или иным организациям или движениям:
- “Братья-мусульмане ” – 3 чел.,
- “Исламское государство» (ИГ) – 26 чел.,
- “Салафия” – 45 чел.,
- “Группа 24”– 13 чел.,
- Партия исламского возрождения Таджикистана– 6 чел.,
- “Ансоруллах”– 2 чел.,
- “Хизб—ут—тахрир”– 6 чел.,
- “Ал-Каида”– 3 чел.,
- “Джамаат Таблиг”– 8 чел.,
- Исламское движение Узбекистана– 18 чел.,
- Национальный альянс Таджикистана – 14 человек.
Реакция оппозиционеров
Мухиддин Кабири, лидер запрещенной в Таджикистане ПИВТ и председатель НАТ в беседе с Радио Озоди отверг заявление таджикского министра. По его словам, данное заявление носит ярко выраженный пропагандистский характер. ПИВТ и НАТ уже давно не осуществляют деятельности внутри Таджикистана, отметил Кабири.
Руководство «Группы 24» также отрицает, что в Таджикистане были арестованы 13 сторонников движения. «Это явная ложь, — отмечает в переписке с Радио Озоди пресс-секретарь «Группы 24» Саидали Ашуров, — в этом году был задержан только один из наших активистов — Рахматджони Махмаджон: его похитили в России и депортировали в Таджикистан. Власти Таджикистана не говорят, почему Рахматджона похитили, в чем его обвиняют и где он сейчас содержится».
«Власти держат людей в постоянном страхе»
По словам официального представителя «Группы 24», правоохранительные органы Таджикистана довольно часто распространяют ложную информацию об аресте сторонников оппозиции.
«Цель таких действий властей очевидна: с одной стороны, они таким образом демонстрируют свое могущество, с другой – предупреждают людей о последствиях контактов с противниками режима».
Мухиддин Кабири считает, что таджикские власти обвинениями в терроризме и экстремизме держат людей в постоянном страхе. Такая политика властей, по его словам, дает возможность сотрудникам правоохранительных органов подзаработать денег за счет «подозреваемых», с другой стороны, возбуждением таких «громких» дел, руководство страны пытается отвлечь людей от реальных проблем.
Как и почему таджикские власти признали оппонентов террористами
Напомним, Верховный суд Таджикистана 29 сентября 2015 года вынес решение, в соответствие с которым Партия Исламского возрождения Таджикистана объявлена террористической, а ее деятельность запрещена на территории страны. Этим решением Верховный Суд также запретил деятельность главного органа ПИВТ — еженедельника «Начот» и интернет-страницу ПИВТ. До этого практически все руководители ПИВТ были задержаны. Им вменялись в вину сотрудничество с группировкой генерала Абдухалима Назарзоды (Ходжи Халима), который якобы состоял в партии и, по данным таджикских властей, был организатором государственного переворота.
Руководство ПИВТ отрицало связи с генералом Назарзода и сделало заявление о том, что экс-генерал никогда не состоял в ПИВТ и, согласно конституции страны, не мог вступать в ряды подобных образований.
Национальный альянс Таджикистана (НАТ) 15 августа 2019 года был признан Верховным судом страны террористическо-экстремистским объединением. Ее функционирование на территории Таджикистана запрещено. НАТ был создан в сентябре 2018 года в Варшаве четырьмя таджикскими оппозиционными организациями, действующими за рубежом. В объединение вошли ПИВТ, Движение за реформы и прогресс, Форум свободомыслящих Таджикистана и Ассоциация мигрантов Центральной Азии в Европе.
Руководители НАТ решение Верховного суда Таджикистана о запрете организации считают необоснованным.
5 марта 2015 года основатель движения Умарали Кувватов был убит в Стамбуле выстрелом в голову на глазах его жены и несовершеннолетних детей. Оппозиционер был похоронен на стамбульском кладбище Килёс.
По запросу Душанбе в России и других странах бывшего СССР были задержаны и депортированы на родину десятки активистов «Группы 24».
На сегодняшний день в перечень запрещенных в Таджикистане входят около 20 организаций и движений, признанных властями республики террористическими и экстремистскими.