Девять международных правозащитных организаций обратились к президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву с просьбой незамедлительно запретить пыточную практику анального обследования подозреваемых в гомосексуальности. Об этом сообщает Служба новостей Центральной Азии.
Как говорится в совместном заявлении, в 2017-2021 годах узбекские власти подвергли как минимум шестерых мужчин принудительному анальному обследованию для их дальнейшего уголовного преследования за однополые отношения по взаимному согласию.
Принудительное анальное обследование проводится с заявленной целью выявления «доказательств» однополых отношений и зачастую сопровождается введением медработником пальцев или иных предметов в задний проход обследуемого на предмет установления его вступления в принимающую анальную половую связь.
Всемирная организация здравоохранения осуждает такую практику как разновидность насилия и пыток. Узбекистан, входящий в состав данной организации, является одно из немногих стран в мире, где гомосексуальные отношения считаются уголовным преступлением.
Статья 120 УК Узбекистана («Бесакалбазлык или мужеложество») предусматривает наказание в виде лишение свободы до трех лет.
Девять правозащитных организаций, назвавшие принудительное анальное обследование «одним из видов жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения», призвали президента Узбекистана незамедлительно запретить эту пыточную практику.
По данным правозащитных организаций, последний такой случай имел место в начале 2021 года, когда по распоряжению сотрудников органов внутренних дел было проведено принудительное врачебное анальное обследование двух мужчин.
Сообщается, что заключение, якобы установившее факт однополых отношений, стало одним из оснований для вынесения приговора судом в Ташкенте, назначившим обоим по два года домашнего ареста.
«Принудительное анальное обследование и использование его результатов для уголовного преследования за однополые отношения по взаимному согласию – это вопиющее нарушение основополагающих прав, которое компрометирует усилия Узбекистана по развороту в сторону прав человека. Правительство не устает говорить о реформах, но при этом упорно сохраняет дискредитированную унизительную процедуру, которая достигает уровня пыток», – говорит Нила Гхошал, замдиректора Human Rights Watch по правам ЛГБТ.
ECOM и IPHR задокументировали по меньшей мере еще четыре случая в 2017-2020 годах, когда мужчин подвергали принудительному анальному обследованию. По их данным, в 2020 году одного из этих людей приговорили к полутора годам домашнего ареста, еще одного – к лишению свободы.
«Узбекистан должен уважать свои международные обязательства в области прав человека и немедленно запретить принудительное анальное обследование, что президент может сделать одним росчерком пера. Правительство должно со своей стороны убрать из УК отжившие нормы об ответственности за половые отношения по взаимному согласию, которые сами по себе нарушают права человека и способствуют другим нарушениям, таким как практика принудительного анального обследования», – говорит Юрий Йорский, координатор ECOM по правам человека и юридическим вопросам.
Два чиновника Министерства внутренних дел Узбекистана сообщили, что на самом деле принудительное анальное обследование мужчин является одними из наиболее распространенных видов пыток в следственных изоляторах и тюрьмах страны.
По словам источников, в Узбекистане любого мужчину, подозреваемого в гомосексуализме, по запросу следователя МВД или прокуратуры могут отправить на такое обследование.
– Для проведения анального обследования не требуется решения суда. Судмедэксперты могут провести такое обследование по запросу любого следователя, который ведет дело о мужеложестве. Если в заключении экспертизы будет сказано, что имеется какая-то аномалия, то мужчину запросто могут обвинить в мужеложестве, – говорит чиновник МВД.
Всемирная медицинская ассоциация призвала медработников к отказу от проведения таких обследований, отмечая свою «глубокую обеспокоенность соучастием медицинского персонала в этих недобровольных и ненаучных обследованиях, включая подготовку медицинских заключений, которые используются в суде для вынесения мужчинам и трансгендерным женщинам обвинительного приговора за однополые отношения по взаимному согласию».
Как приводится в совместном заявлении правозащитных организаций, в приговоре, вынесенном вышеупомянутым двум мужчинам, были приведены ссылки на медицинское заключение, в котором в качестве следов анального секса указано на «гематомы и разрывы искусственного происхождения», «выпрямленность радиальных поворотов», а также на «некоторое снижение тонуса внешнего сфинктера прямой кишки».
«Судя по всему, приговор основывается на сомнительных теориях, получивших распространение после выхода в 1857 году французского медицинского трактата, предлагающего определить «хронического педераста» посредством анального обследования. В медицинском сообществе сложился консенсус относительно того, что такие устаревшие теории не имеют под собой никакой научной основы», – отмечается в заявлении.
Некоторые правозащитники и адвокаты внутри Узбекистана признались, что в настоящее время в стране действительно широко распространена практика принудительного анального обследования подозреваемых в гомосексуальности.
– Человека, который открыто говорит об этом и критикует подобную практику, сразу выставляют пропагандистом гомосексуализма. Он может быть подвергнут нападению со стороны националистов или верующих. Поэтому в Узбекистане правозащитники или адвокаты, опасаясь за свою безопасность, не только боятся браться за такие дела, но и говорить об этом открыто, – сказал нашему радио на условиях анонимности один из узбекских правозащитников.
Руководитель базирующейся в Париже Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» Надежда Атаева говорит «Озодлику», что находится на связи с несколькими жертвами принудительного анального обследования.
– Эту практику можно назвать омерзительной и легализированной пыткой. Мне известно, что через такое обследование заставили пройти трех несовершеннолетних детей. Один из них пытался покончить с собой. Лица, подвергнутые такому насилию, не хотят не то, чтобы говорить об этом открыто, но и вспоминать, – говорит Атаева.
В Узбекистане, согласно официальной статистике, за последние пять лет (2016-2020) по статье «Мужеложество» к уголовной ответственности были привлечены 44 человека.
Недавно Генеральной прокуратурой был разработан новый Уголовный кодекс, однако отмена 120-й статьи не планируется, тот же состав сохранен в статье 154 и классифицируется как «преступление против семьи, молодежи и нравственности».
Узбекистан и Туркменистан остаются единственными странами на постсоветском пространстве, где за добровольные гомосексуальные связи предусмотрено уголовное наказание.