Национальная авиакомпания Таджикистана «Таджик Эйр» погрязла в долгах. Расследование Радио Свободная Европа / Радио Свобода дает основания говорить о том, что разорение компании тщательно срежиссировано ее управленцами высшего звена. Цель — преумножение состояния семьи президента Эмомали Рахмона.
Проблемы компании «Таджик Эйр» положительно сказались на работе «Сомон Эйр» (частной компании, связанной с семьей президента Эмомали Рахмона, контролирующей практически все крупные предприятия страны) — осталась доминирующей в секторе авиаперевозок Таджикистана.
В августе министерство финансов Таджикистана заявило, что в связи с неизбежным банкротством «Таджик Эйр» правительство более не будет предоставлять средства для поддержки компании.
В министерстве также заявили, что судьба «Таджик Эйр» будет решаться «на более высоком правительственном уровне».
В Таджикистане такие решения в конечном итоге принимаются президентом Рахмоном, который обладает огромным влиянием в авторитарной бывшей советской республике.
Многочисленные инсайдеры и другие осведомленные источники сообщили Радио Свободная Европа / Радио Свобода, что «Таджик Эйр» намеренно вытесняют из бизнеса в интересах авиакомпании, принадлежащей семье Рахмона.
Министерство финансов в первый раз предупредило о риске банкротства «Таджик Эйр» еще в 2016 году, отметив, что доходы авиакомпании упали на 1118 процентов по сравнению с предыдущим годом.
С тех пор была куча возможностей для того, чтобы спасти «Таджик Эйр». Однако каждый руководитель высшего звена приближал авиакомпанию не к спасению, а к ее развалу.
В последние годы в отношении троих экс-управленцев были возбуждены отдельные уголовные дела, но никаких серьезных судебных исков не было. Все они стали успешными предпринимателями с многомиллионными портфелями.
Четыре источника, занимающих различные руководящие должности в компании, а также один правительственный чиновник сообщили Радио Свободная Европа / Радио Свобода на условиях анонимности, что бывшие руководители намеренно довели компанию до банкротства, чтобы устранить единственного внутреннего конкурента авиакомпании «Сомон Эйр».
«Сомон Эйр» принадлежит зятю Рахмона Хасану Асадуллозоде. Его право собственности было подтверждено лондонским судом по делу, касающемуся таджикского алюминиевого завода Talco.
Между тем в дипломатической телеграмме США от 2009 года, опубликованной WikiLeaks, говорится, что «Сомон Эйр» напрямую контролируется президентом Рахмоном.
В дипломатической телеграмме США говорится: «Сомон Эйр», по всей видимости, находится в процессе замещения государственной компании «Таджик Эйр», которая, предположительно, прекратит свою деятельность, когда «Сомон Эйр» станет достаточно крупной, чтобы взять на себя ее перевозки.
С 2015 года правительство Таджикистана списало долги «Таджик Эйр» на сумму более чем 2,6 миллиона долларов.
Но «Таджик Эйр» по-прежнему должна около 40 миллионов долларов налоговым органам, различным банкам, аэропортам и поставщикам услуг.
Суд в Вильнюсе обязал «Таджик Эйр» выплатить литовской компании Skyroad Leasing более 20 миллионов долларов. Skyroad Leasing пригрозила подать на таджикское правительство в международный суд, если «Таджик Эйр» не выплатит эту сумму.
В августе 2019 года Арбитражный суд Москвы обязал «Таджик Эйр» выплатить российскому федеральному регулятору воздушного транспорта около 555 тысяч долларов долга и штрафов. Суд также поддержал иск Skyroad.
Суды в России также приняли к рассмотрению более двух десятков других дел против «Таджик Эйр» с исками на общую сумму около 1,5 миллиона долларов.
В начале 2019 года «Таджик Эйр» временно приостановила все свои регулярные рейсы, и маршруты национального перевозчика стали выполняться «Сомон Эйр».
Большинство из 520 сотрудников «Таджик Эйр» были отправлены в неоплачиваемый отпуск — для них наступила финансово тяжелая ситуация ввиду того, что авиакомпания задолжала зарплату примерно за год.
Несколько самых опытных пилотов «Таджик Эйр» были наняты «Сомон Эйр».
В результате приостановления деятельности «Таджик Эйр» авиакомпания «Сомон Эйр» по факту обрела монополию на внутреннем рынке и сразу же подняла цены на пассажирские билеты.
«НЕЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ»
Созданная в 2008 году авиакомпания «Сомон Эйр» быстро заполучила наиболее рентабельные маршруты для полетов в Таджикистане. Это стало серьезным вызовом для «Таджик Эйр», которая в то время эксплуатировала 16 самолетов советского образца.
Однако «Таджик Эйр» являлся конгломератом, контролировавшим несколько аэропортов, топливный бизнес, систему управления воздушным движением Таджикистана, продовольственный бизнес авиалиний и авиакассы. Это помогло компании выдержать конкуренцию со стороны нового игрока на рынке.
В то время долги «Таджик Эйр» составляли около 1,3 миллиона долларов — сумму, которую компания, имея значительную выручку, могла легко погасить.
Однако о добросовестной конкуренции между двумя компаниями речи никогда не шло.
Вскоре после появления «Сомон Эйр» правительство разделило холдинг «Таджик Эйр» на восемь отдельных компаний.
Аэропорты в Душанбе и крупных городах, таких как Худжанд, Бохтар и Куляб, получили статус международных и были отозваны у «Таджик Эйр».
Небольшие аэропорты по всей стране стали подконтрольными местным властям.
Другие предприятия, предоставляющие авиакомпании услуги, всегда были отделенными от «Таджик Эйр». Некоторые из них с тех пор были приватизированы.
Расследование Радио Свободная Европа / Радио Свобода установило, что новые менеджеры некоторых из этих компаний имеют связи с «Сомон Эйр».
Компания ТЗК, например, была назначена эксклюзивным поставщиком топлива для самолетов.
ТЗК связана с зятем Рахмона Асадуллозодой. Компания управляется британской офшорной компанией Menford Holdings LTD.
Используя свои монопольные права на рынке, ТЗК подняла цену на топливо, в результате чего оно стало на 40 процентов дороже, чем в соседнем Кыргызстане.
Точно так же продажа билетов авиакомпании была монополизирована семьей президента Рахмона.
Контроль над этой услугой был передан офшорной компании под названием Air Service Agency без каких-либо тендеров или публичного объявления.
Агентство Air Service контролируется дочерью Рахмона Тахминой Рахмоновой и ее мужем Зарифбеком Давлатовым.
Согласно сообщениям нескольких публикаций, Агентство Air Service получило эксклюзивные права на продажу билетов «Таджикских авиалиний» и 14 процентов выручки от продаж.
В 2019 году информационное агентство «Фергана» сообщило, что почти все менеджеры, управляющие предприятиями, которые когда-то входили в состав конгломерата «Таджик Эйр», имели связи с Асадуллозодой.
«Фергана» также процитировала источники, утверждающие, что их конечной целью было «уничтожение «Таджик Эйр»».
Валерий Шарифов, бывший заместитель главы «Таджик Эйр», заявил в 2018 году, что дочерние компании, предоставляющие услуги «Таджик Эйр», подняли цены в три раза, что привело к появлению долгов у авиакомпании.
Между тем «Сомон Эйр» продолжала завладевать более рентабельными маршрутами национального перевозчика.
В 2014 году глава «Таджик Эйр» Фируз Хамроев посетовал на то, что он назвал «нездоровой конкуренцией» между двумя авиакомпаниями.
Однако критика стоила Хамроеву работы. Он был уволен в июле 2014 года после двух лет работы в руководящей должности «Таджик Эйр».
«Сомон Эйр» значительно опередила «Таджик Эйр» по количеству рейсов и пассажиров спустя всего шесть лет с момента своего появления, и эта тенденция сохранилась и в последующие годы.
Президент Рахмон отправляется во все свои официальные поездки на судах авиакомпании «Сомон Эйр».
Сомон — имя младшего сына Рахмона, хотя неизвестно, было ли это совпадением, или авиакомпания была названа в честь сына президента.
Таким образом, старейшая авиакомпания Таджикистана оказалась в еще большем кризисе, а недавно созданная авиакомпания смогла занять ее место менее чем за шесть лет.
По факту «Таджик Эйр» выполняла все рейсы в Таджикистан и из страны до 2008 года, несмотря на сильное давление со стороны российских компаний.
ШЛЕПОК ПО РУКАМ
Трения между руководством «Таджик Эйр» и президентом Рахмоном проявились в ходе заседания правительства 21 января 2019 года, когда Рахмон подверг резкой критике бывшего тогда руководителем компании Хайрулло Рахимова.
Рахмон потребовал, чтобы Рахимов покинул заседание, и приказал провести проверку его работы в качестве главы компании.
Вскоре после этого Рахимов был задержан и обвинен в растрате и злоупотреблении служебным положением.
Но до суда Рахимов так и не дошел. Несмотря на то что Рахимов был обвинен в хищении 374 тысяч долларов и в других преступлениях, он был освобожден из-под стражи после выплаты 200 тысяч долларов.
Вместо этого власти арестовали Азизулло Сафарова, который работал водителем Рахимова и завхозом компании.
Сафарову было предъявлено обвинение в хищении около 256 тысяч долларов — обвинение, которое он теперь называет безосновательной «клеветой». Сафаров, который с тех пор покинул Таджикистан, говорит, что его сделали козлом отпущения.
— Должностные лица «Таджик Эйр» и следователи прокуратуры посоветовали мне признать себя виновным. Они пообещали, что вернут деньги от моего имени и освободят меня из тюрьмы, — сказал Сафаров Радио Свободная Европа / Радио Свобода.
Сафаров был освобожден в сентябре 2020 года, спустя шесть месяцев заключения. Власти заявили, что после возврата присвоенных средств он был амнистирован.
— Они заплатили деньги от имени моих братьев, — сказал Сафаров.
Радио Свободная Европа / Радио Свобода связывалось с Рахимовым, но тот отказался прокомментировать этот случай. Он сказал, что проблемы у «Таджик Эйр» возникли до того, как он начал работать на этом посту в январе 2016 года.
ЧТО ПРОИСХОДИЛО ДО ЭТОГО?
Источник в «Таджик Эйр» подтвердил заявления Рахимова о том, что кризис в компании начался намного раньше.
На условиях анонимности источник сообщил, что, хотя полеты «Таджик Эйр» были приостановлены в период руководства Рахимова, авиакомпания столкнулась с серьезными проблемами, когда ею управлял его предшественник Рустам Холиков.
Холиков, глава международного аэропорта Душанбе, был назначен управляющим «Таджик Эйр» в 2014 году — после ухода Хамроева. Он был назначен на должность в момент, когда происходило объединение двух структур — «Таджик Эйр» и столичного аэропорта.
Однако власти запретили использовать средства аэропорта для решения финансовых проблем «Таджик Эйр».
По словам Холикова, в то время задолженность «Таджик Эйр» составляла более чем 1,4 миллиона долларов.
Менее чем через полгода Холиков объявил, что «Таджик Эйр» выплатила все свои долги. Он также объявил о планах приобретения современных воздушных судов и открытия новых маршрутов полетов.
Но в январе 2016 года Холиков был снят со своего поста. Причины его снятия с должности публично названы не были.
Власти также отказались от планов по объединению «Таджик Эйр» с международным аэропортом Душанбе.
БОРЬБА В СУДЕ
В апреле 2018 года суд в Вильнюсе обязал «Таджик Эйр» выплатить Skyroad Leasing более 20 миллионов долларов после неуплаты авиакомпанией штрафов за аренду двух самолетов у литовской компании.
Решение было принято после бездействия со стороны начальника юридического управления министерства транспорта Таджикистана Зафара Хафизова.
Хафизов прибыл в Европу, чтобы представлять «Таджик Эйр» в суде и заплатить судебные пошлины в размере примерно восьми тысяч евро. Неизвестно, почему Хафизов не уплатил пошлины. Расследование Радио Свободная Европа / Радио Свобода показало, что Хафизов с тех пор проживает в Европе.
Агентство по борьбе с мошенничеством Таджикистана начало расследование в отношении Хафизова. Но дело в итоге было закрыто.
В докладе правительству, с которым ознакомилось Радио Свободная Европа / Радио Свобода, агентство по борьбе с мошенничеством пришло к выводу, что «халатность» со стороны руководства «Таджик Эйр» была основной причиной того, что компания проиграла судебное дело в Литве.
Агентство также обнаружило, что начиная с 2008 года все менеджеры высшего звена «Таджик Эйр» несут ответственность за рост проблем авиакомпании.
В 2019 году Skyroad Leasing подала на «Таджик Эйр» в суд по экономическим преступлениям в Душанбе, чтобы потребовать от авиакомпании выплатить 20 миллионов долларов в соответствии с постановлением литовского суда.
Суд в Душанбе постановил, что договор между «Таджик Эйр» и Skyroad Leasing нарушает законы Таджикистана. В связи с этим суд Душанбе решил, что литовская компания не имеет права требовать выплаты.
Затем Skyroad Leasing передала дело в Высший хозяйственный суд Таджикистана, который в августе 2019 года отменил решение суда низшей инстанции и обязал его пересмотреть дело.
Два отдельных источника, хорошо осведомленных о положении дел, сообщили Радио Свободная Европа / Радио Свобода, что решение Высшего хозяйственного суда было обеспечено посредством вмешательства топ-управленцев «Таджик Эйр».
Источники в суде заявили, что управленцы были недовольны решением суда низшей инстанции несмотря на то, что он вынес решение в пользу «Таджик Эйр» и фактически спас авиакомпанию от огромного долга.
Как сообщили источники, некоторые из менеджеров известны тем, что являются соратниками Озоды Рахмон, дочери президента и главы администрации.
Они потребовали, чтобы Высший хозяйственный суд отменил решение суда низшей инстанции от имени Озоды Рахмон, сообщили источники Радио Свободная Европа / Радио Свобода на условиях анонимности.
Радио Свободная Европа / Радио Свобода обратилось к «Таджик Эйр» с просьбой прокомментировать это заявление. Однако она отвергла это как «абсолютную ложь».
«ПЛОХОЙ КОНТРАКТ»
Авиакомпания «Таджик Эйр» подписала контракт с Skyroad Leasing в 2009 году на аренду у компании двух стареющих самолетов Boeing.
Генеральная прокуратура Таджикистана, агентство по борьбе с мошенничеством и министерство транспорта обвиняют «Таджик Эйр» в халатности и неспособности заключить должный контракт, защищающий интересы компании.
Например, они утверждают, что цена самолетов, указанная в контракте, для старых самолетов слишком высока.
Они говорят, что авиакомпания «Таджик Эйр» почти не иcпользовала самолеты, но при этом не предприняла никаких усилий, чтобы вернуть их владельцу или внести изменения в контракт. Вместо этого «Таджик Эйр» просто перестала платить за аренду.
Литовская юридическая фирма Magnusson, которая представляла компанию «Таджик Эйр» в судебном деле, назвала это решение несправедливым. В 2018 году она заявила, что сумма денег, которую было предписано выплатить, была необоснованно высокой.
В документе, с которым ознакомилось Радио Свободная Европа/ Радио Свобода, юридическая фирма Magnusson посоветовала «Таджик Эйр» подать встречный иск против Skyroad Leasing. Но таджикская авиакомпания решила не обращаться в суд.
Согласно контракту, «Таджик Эйр» должна выплатить Skyroad Leasing 17 миллионов долларов в течение 60 месяцев. «Таджик Эйр» может стать владельцем двух самолетов, заплатив еще четыре миллиона долларов.
Паулюс Докка, юрист и представитель Skyroad Leasing, сказал, что его компания связалась с «Таджик Эйр», когда в 2013 году авиакомпания перестала платить арендную плату.
Однако, как говорит Докка, «Таджик Эйр» не отреагировала на неоднократные попытки Skyroad Leasing решить проблему. По словам представителя компании Skyroad Leasing, им ничего не оставалось, кроме как подать в суд.
Несколько источников, в том числе юристы, располагающие сведениями по делу, сообщили Радио Свободная Европа / Радио Свобода, что у управленцев «Таджик Эйр» была определенная заинтересованность в крахе компании.
Иначе им было бы относительно несложно решить проблему на ранних этапах, сообщили источники на условиях анонимности Радио Свободная Европа / Радио Свобода.
Менеджеры «Таджик Эйр» не объяснили, почему не оплатили аренду и не вернули самолеты.
Они также не сказали, почему компания не ответила на попытки Skyroad Leasing связаться с ними или почему они не хотят оспаривать решение Вильнюсского суда.
В ходе другого необъяснимого шага в 2014 году «Таджик Эйр» заплатила компании FL Technics, партнеру Skyroad Leasing, почти на полмиллиона долларов больше, чем было предписано выплатить в отдельном судебном процессе.
FL Technics подала в суд на «Таджик Эйр» за неоплату своих услуг. Суд обязал «Таджик Эйр» выплатить неуплаченные сборы в размере 1,2 миллиона долларов. Вместо этого «Таджик Эйр» выплатила литовской компании 1,65 миллиона долларов — на 453 тысячи долларов больше суммы, предписанной судом.
Официальные лица «Таджик Эйр» публично не объяснили свое решение. Радио Свободная Европа / Радио Свобода обращалось к Холикову, который в то время возглавлял компанию, и просило его прокомментировать ситуацию. Он не ответил.
ЛЮБОПЫТНОЕ ДЕЛО ХОЛИКОВА
Холиков был задержан службами безопасности в августе 2019 года, когда он из аэропорта Душанбе собирался сесть на самолет, вылетающий рейсом в Стамбул.
Власти объявили, что Холикову запретили выезд из страны в ожидании уголовного расследования предполагаемого хищения средств «Таджик Эйр».
В январе 2016 года таджикское независимое издание «Нигох» сообщило, что всего за один год из-за действий Холикова «Таджик Эйр» понесла ущерб на сумму более 19,2 миллиона долларов.
Отчет о расследовании издания «Нигох» был опубликован за две недели до отстранения Холикова от занимаемой должности.
Ни Холиков, ни таджикские власти не прокомментировали опубликованные разоблачения.
В 2019 году пражское информационное агентство «Ахбор» опубликовало, как оно само это описало, список обширного портфеля недвижимости Холикова.
По сведениям информационного агентства «Ахбор», Холиков владеет 24 домами и особняками в нескольких странах, включая Испанию, Объединенные Арабские Эмираты, Россию и Турцию.
В открытом письме, опубликованном «Ахбор» в 2019 году, сотрудники «Таджик Эйр» потребовали от своего бывшего начальника вернуть миллионы долларов, которые, по их словам, он незаконно изъял у компании.
Если посмотреть на деятельность Холикова за последние годы, то видно, что одновременно с тем, что он занимал государственные должности, он был вовлечен в предпринимательскую деятельность. Таджикские законы запрещают государственным служащим заниматься частным бизнесом во время пребывания в должности.
В 2015 году на официальном сайте президента было опубликовано сообщение, показывающее Рахмона «официально открывающим» специальное складское учреждение, принадлежащее «Ситабр-Агро», компании, основанной и управляемой Холиковым, в Гиссарском районе недалеко от Душанбе.
Хотя Холиков в то время возглавлял «Таджик Эйр», в сообщении он охарактеризован как частный предприниматель.
В сентябре 2020 года репортаж по государственному телевидению показал, как президент Рахмон «официально запускает» компанию по производству продуктов питания, которая также принадлежит «Ситабр-Агро».
В сообщении говорилось, что Холиков «создал компанию по указанию президента».
Компания «Ситабр-Агро» была создана в 2008 году, когда Холиков был главой аэропорта Душанбе.
«ЛЮДИ» ХАСАНА АСАДУЛЛОЗОДЫ
Источники сообщили Радио Свободная Европа / Радио Свобода, что многие из тех, кто способствовал краху «Таджик Эйр», в какой-то мере связаны с Асадуллозодой и его окружением.
Например, Рахимов работал заместителем главы «Сомон Эйр», прежде чем возглавить «Таджик Эйр».
Все официальные банковские счета «Таджик Эйр» находятся в «Ориёнбанке», которым владеет и управляет Асадуллозода.
Брат нынешнего главы «Таджик Эйр» Дилшода Исматуллозода является заместителем Асадуллозоды в «Ориёнбанк».
Акбар Шарифов, финансовый директор «Таджик Эйр» и один из основных участников переговоров с Skyroad Leasing, в настоящее время работает в дочерней компании TalCO Асадуллозоды.
Асадуллозода присутствует на большинстве заседаний специальной правительственной группы, призванной спасти «Таджик Эйр».
Неясно, была ли создана целевая группа для отвода глаз, или правительство действительно пытается спасти национального авиаперевозчика, находящегося на последнем издыхании.