Аналитик нефтегазового рынка Казахстана Сергей Смирнов считает, что причиной резкого дефицита авиационного топлива в аэропортах страны стало сокращение производства керосина на Шымкентском НПЗ для удовлетворения потребности водителей в дизельном топливе. Он отметил, что в Министерстве энергетики ранее сообщали, что планируют в два раза сократить производство керосина, но, по их словам, на авиационной отрасли это не должно было отразиться. Об этом сообщает Tengrinews.kz.
«Министерство энергетики напрочь отрицало негативные последствия сокращения производства керосина, хотя авиакомпании их об этом предупредили. Керосин, так же, как и дизель, изготовляют из нефти, и сейчас эти производственные мощности направили на дизельное топливо. При этом водители сообщают, что на заправках дизель так и не появился. Получился «тришкин кафтан», когда чтобы заштопать дыру на спине от кафтана, оторвали рукав. Были проблемы только с дизелем, а теперь появились и с керосином», — рассказал эксперт.
По словам Сергея Смирнова, в Казахстане и в лучшие годы не хватало керосина, и его часто приходилось закупать в России. Аналитик нефтегазового рынка отметил, что предпосылки для дефицита топлива возникли еще в середине июня, когда на плановый ремонт остановили Шымкентский НПЗ. Возникли перебои с дизельным топливом, и по этой причине ремонт Павлодарского завода перенесли с лета на начало октября. При этом заранее не были подготовлены запасы топлива, которых бы хватило на период ремонта.
«Каждый раз, когда у нас НПЗ останавливают на ремонт, возникают нехватка топлива и повышение цен на него. Власти, по идее, должны готовить запас, но этого никогда не происходит. Когда возник дефицит дизеля, сообщили, что в октябре будут дополнительно в России покупать 100 тысяч тонн топлива. Кажется, теперь также придется закупать дополнительные объемы керосина», — добавил аналитик.
Сергей Смирнов отмечает, что когда в 2018 году в Казахстане проводили модернизацию НПЗ, сообщалось, что объемы переработки нефти в стране увеличатся до 19,5 миллиона тонн в год. Также обещали, что Павлодарский НПЗ будет работать на местном топливе. Однако после завершения модернизации объемы производства снова сократились до 16,5 миллиона тонн в год, и ежегодно наблюдается дефицит то одного, то другого вида топлива. Для сравнения: на одном только Омском НПЗ в России ежегодно перерабатывают 23 миллиона тонн сырья.
Эксперт также рассказал о том, почему при больших запасах нефти и объема добычи в стране не хватает топлива. По его словам, до 60 процентов нефти в Казахстане добывают на нескольких крупных месторождениях, таких как Тенгиз, Кашаган, Карачаганак. Они все работают по соглашению о разделе продукции и не обязаны поставлять нефть на местный рынок, в полном объеме продавая ее за рубеж.
«На казахстанский рынок сырье поставляют оставшиеся средние и небольшие месторождения с падающей добычей, которые в основном находятся в ведении «КазМунайГаза». Они должны 30 процентов от своей добычи продавать на местном рынке, но это невыгодно для них, так как цена в три раза ниже по сравнению с мировой. Из-за этого на наших перерабатывающих предприятиях не хватает нефти. Думаю, по этой причине на казахстанских НПЗ не увеличили производство и не запустили четвертый НПЗ, так как для него просто не хватит сырья», — добавил Сергей Смирнов.
Эксперт считает, что единственным выходом из экстренно возникшего топливного кризиса станет его закупка за рубежом. В перспективе, по прогнозам Сергея Смирнова, в Казахстане может произойти удорожание бензина и дизеля, так как этот рынок сейчас не контролируется государством.
Напомним, что 27 октября в аэропорту Нур-Султана заявили, что авиаперевозки в воздушной гавани находятся на грани срыва из-за дефицита топлива.