«Девушка, отважившаяся рассказать открыто» или скрытая проблема узбекских вузов

Автор -
639

    Генеральная прокуратура Узбекистана сообщила о том, что начала проверку по факту попытки изнасилования студентки Ташкентского государственного педагогического университета. Об этом пишет «Озодлик».

    Пресс-секретарь МВД республики Шохрух Гиясов сообщил, что в отношении заместителя декана, пытавшегося изнасиловать студентку вуза, возбуждено уголовное дело по статьям 118 («Изнасилование») и 105 («Умышленное телесное повреждение средней тяжести») Уголовного кодекса РУз. Сообщается, что замдекана задержали 23 октября.

    По данным портала Nemolchi.uz, одним из первых сообщившего о данном инциденте, «заместитель декана пытался изнасиловать 20-летнюю студентку, когда девушка пришла к нему, чтобы взять у него характеристику и рецензию для подачи на конкурс на премию Зульфии, но после того, как ему помешали, он выбросил девушку в окно второго этажа».

    У госпитализированной в больницу студентки были диагностированы кататравма, травмы суставов, переломы правой плечевой кости и костей таза, переломы пятого поясничного позвонка, закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, рваная рана лба и травматический шок.

    Журналист «Озодлика» связался с ректором Ташкентского государственного педагогического университета, чтобы получить комментарий по данному инциденту. Однако собеседник, представившийся помощником ректора, заявил, что представители вуза не могут комментировать случившееся, так как следствие по данному делу еще не завершилось.

    «Девушка, отважившаяся говорить открыто»

    Однако не все последовали правилу о тайне следствия. После того, в сообщениях официальных органов и прессе обнародовали не только подробности данного инцидента, но и сообщили информацию о личности подозреваемого, старшая дочь президента Узбекистана Саида Мирзиёева написала о том, что «харрасмент (домогательство) в отношении студенток является серьезной проблемой в вузах страны».

    В своем посту в социальных сетях Мирзиёева написала, что «произошедший со студенткой педагогического университета случай – это всего лишь верхушка айсберга».

    «За них надо благодарить этих девушек, решившихся рассказать, за смелость и принципиальность. А сколько таких историй навсегда похоронены в кабинетах и головах тех, кто просто не смог сказать о беззаконии громко? Сколько историй, в которых обвинили жертву и спустили расследование на тормозах? Сколько преступников вышли сухими из воды только потому, что удалось уговорить или запугать женщину?», – спросила она.

    «Сегодня об этом думаю постоянно. Нам необходим большой проект, в котором свои усилия объединят Сенат, Генеральная прокуратура, МВД и СМИ. Каждый такой случай должен придаваться гласности, чтобы виновные не уходили от ответственности. Жертвы насилия должны быть уверены, что их услышат и помогут, а насильники в том, что наказание неизбежно. Тогда не только в вузах никто не посмеет шантажировать угрозой отчисления или другим способом девушек, но и в любом другом месте невозможно будет нарушать закон, прикрываясь своим вышестоящем положением», – заключила Саида Мирзиёева.

    Презумпция невиновности

    Комментируя инцидент с попыткой изнасилования студентки Ташкентского государственного педагогического университета, руководитель общества прав человека «Эзгулик» Абдурахман Ташанов обратил внимание на проблему, связанную с нарушением принципа презумпции невиновности.

    – Общественность практически вынесла приговор педагогу, подозреваемого в попытке изнасилования студентки. Хотя на самом деле, следствие в рамках возбужденного уголовного дела еще не закончилось, никто не знает, что случилось на самом деле. Любой подозреваемый имеет право на естественную защиту, исходящую из принципа «презумпции невиновности». Следовательно, пока рано давать какую-либо правовую оценку произошедшему. Однако эмоциональные заявления известных лиц и бывших членов правительства относительно данного инцидента не могут не вызывать беспокойства. Тенденция заранее выносить приговор, не проведя тщательного расследования, свидетельствует о том, что право не является главенствующим в обществе, – говорит Ташанов.

    Всего лишь один из множества случаев

    По мнению журналиста и педагога из Ташкента Наргис Косимовой, занимающейся освещением проблем гендерного равенства и сексуального насилия, в соцсетях «конфликт с замдекана и студенткой» обсуждается однобоко. Она говорит «Озодлику», что в вузах страны подобные случаи встречаются довольно часто.

    – Я веду в социальных сетях канал комиссии гендерного равенства под названием «Нет насилию». К сожалению, в реальной жизни подобные случаи встречаются довольно часто. Однако девушки предпочитают никому не говорить об этом. Однако из студенток вуза, где я работаю, бросила учебу только из-за того, что руководитель ее научной работы домогался ее. Это лишь один случай, о которых мне удалось услышать, – говорит Косимова.

    Между тем в узбекском сегменте соцсетей появляются и такие посты, авторы которых пытаются опозорить студентку Ташкентского государственного педагогического университета, открыто рассказавшей о том, что замдекана пытался ее изнасиловать.

    – Самое плохое заключается в том, что в нашем обществе пытаются обвинить во всем саму женщину. К сожалению, некоторые пишут, что, возможно, студентка, сама заигрывала с заместителем декана. Мне кажется, что необходимо повысить сознание общества, чтобы оно не относилось к женщинам как к второсортным личностям, – говорит Наргис Косимова «Озодлику».

    По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире более 25 процентов девушек и женщин в возрасте от 15 до 49 лет за свою жизнь сталкивается либо с физическим, либо с сексуальным насилием. 33 процента таких случаев приходятся на страны Юго-Восточной Азии.

    Женщины составляют почти половину населения Узбекистана. Сексуальное насилие является одной из актуальных проблем, с которой они сталкиваются по сей день.

    Однако в Узбекистане нет официальной статистики о случаях насилия в отношении девушек и женщин.

    По мнению специалистов, в большинстве случаев узбекские девушки и женщины предпочитают молчать о таких случаях, опасаясь позора и осуждения. По этой причине, широкая общественность ничего об этом не узнает, говорят они.

    Недоверие к «телефону доверия»

    После случая, произошедшего со студенткой Ташкентского государственного университета, Министерство народного образования Узбекистана объявило о запуске специального телефона доверия «1006».

    Как говорится в сообщении министерства, на этот телефон доверия могут позвонить студенты и сотрудники университетов, столкнувшиеся с преследованием, насилием или попыткой изнасилования, а также ставшие свидетелями таких случаев.

    Однако узбекская блогерша Хосият Кодир сомневается в эффективности функционирования «Телефона доверия».

    – Вы действительно думаете, что наши студентки, ставшие жертвами сексуального насилия, позвонят на этот телефон доверия и расскажут о своей проблеме? Мне кажется, нет. Потому что они не доверяют «телефону доверия». Не верят, что будет сохранена их анонимность. Потому что их самих могут выставить девушками легкого поведения. Девушки боятся, что люди, работающие на «телефоне доверия», могут записать их голоса и обнародовать их в соцсетях. Ничто не гарантировано. Именно поэтому они всю жизнь носят эту травму в себе. Поэтому в нашей стране отсутствует статистика по случаям сексуального насилия. К примеру, в Турции в каждом высшем учебном заведении работает психолог. Он следит за ситуацией каждого студентка. Заметив что-то неладное, он вызывает на беседу этого студента, и начинает работать с ним. Нам тоже необходима такая система, а не просто «телефон доверия, – говорит блогерша.

    В обнародованном на прошлой неделе глобальном индексе мира и безопасности женщин Узбекистан занял 74-е место из 170 странах мира.

    В индексе WPS показатель о насилии в отношении женщин со стороны партнера в 2021 году составил 7,3%.

    «В этом году мы стремились получить данные о том, как пандемия COVID-19 отразилась на безопасности женщин. Результаты огорчают. Глобальные темпы улучшения индекса WPS значительно снизились, при этом увеличиваются различия между странами. Это отражает усиление неравенства в статусе женщин, поскольку индексы стран на верхних позициях продолжают улучшаться, а на нижних – ухудшаться. Пандемия COVID-19 спровоцировала кризисы, усиливающие существующее неравенство», – сообщают авторы индекса.