Госантимонополия Кыргызстана о мерах по сдерживанию цен на ГСМ и уголь

Автор -
344

    Государственное агентство антимонопольного регулирования КР рассказало о ситуации на рынке ГСМ и угля и мерах по сдерживанию цен. Ниже представляем публикацию из сайта ведомства без изменений:

    ГСМ. В настоящее время на ГСМ формируются на основе рыночного механизма и законодательством не предусмотрено прямое государственное регулирование цен на ГСМ со стороны Госагентства, за исключением повышения цен на 20 и более процентов в течение месяца, так как в соответствии с Порядком государственного регулирования цен на социально значимые товары, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 апреля 2009 года №242, бензин марки Аи-80 и Аи-92, дизельное топливо включены в Перечень социально значимых товаров.

    В настоящее время ОсОО «Газпром нефть Азия», ОсОО «Альфа-Ойл» и ЗАО «РН-Кыргызнефтепродукт» находятся в Реестре субъектов, занимающих доминирующее положение на условиях совокупного доминирования на рынке бензина. В рамках своих полномочий, Госагентство осуществляет опрос цен на ГСМ, сжиженный газ, проводит анализ ситуации на рынке и ведет экономико-статистическое наблюдение за деятельностью доминирующих субъектов.

    За прошедший месяц в среднем по Кыргызской Республике на рынке ГСМ изменились следующим образом (октябрь-ноябрь 2021 года, в сомах):

    Наименование ед. изм. 06 октября  2021г. 10 ноября  2021г. ноябрь к октябрю
    %
    Бензин А-80 л. 55,7 57,7 +2,0     103,59  
    Бензин А-92 л. 57,3 58,7 +1,4     102,44  
    Дизельное топливо л. 51,6 54,2 +2,6     105,04  

    Необходимо отметить, что с начала 2021 года наблюдается рост розничных цен на бензин до 70% и дизельное топливо до 50%, обусловленное повышением оптово-отпускных цен российскими НПЗ, с начала 2021 года.

    Основная причина роста цен на топливо — растущая отпускная цена с российских заводов. Отпускные российских заводов растут с начала 2021 года, по информации ассоциации нефтетрейдеров отпускные российских НПЗ с начала года выросли на 130% по бензиновой группе и на 70% по дизельному топливу.

    Средние сравнительные на ГСМ в государствах-членах ЕАЭС и соседних странах по состоянию на 10 ноября т.г., /л (по курсу НБКР на 10 ноября 2021 года):

    ГСМ КР Казахстан РФ Беларусь Армения Таджикистан Узбекистан
    Аи-92 58,1 36,9 56,1 68,6 89,3 84,9 75,4
    Аи-95 61,1 42,9 61,9 72,1 92,8 86,4 80,5
    Дт 53,6 60,6 62,0 72,1 87,5 84,9 76,0

     

    Как видно из таблицы, стоимость ГСМ в Кыргызской Республике является одной из самых низких среди государств-членов ЕАЭС и соседних стран. Разница в ценах обусловлена различными ставками налогов, размеров пошлин и объемов предоставляемых субсидий со стороны каждого государства. В настоящее время республика обеспечена ГСМ и дефицита не отмечается.

    В рамках возложенных полномочий антимонопольный орган проводит работу по сдерживанию роста цен на ГСМ путем проведения анализа ситуации на рынке и выдачи рекомендаций о недопущении необоснованного повышения цен на ГСМ. В случае нарушения требований Закона КР «О конкуренции» со стороны нефтетрейдеров, антимонопольным органом будут приняты соответствующие меры в рамках антимонопольного законодательства Кыргызской Республики.

    Уголь.  В соответствии с антимонопольным законодательством, с учетом социальной значимости, рынок угля находится в зоне постоянного экономико-статистического наблюдения со стороны Госагентства.

    Так, во исполнение постановления Правительства Кыргызской Республики «О подготовке отраслей экономики и населения Кыргызской Республики к осенне-зимнему периоду 2021/2022 года» от 9 апреля 2021 года №137, в целях своевременной подготовки республики к прохождению осенне-зимнего периода 2021/2022 года, Госагентством:

    — установлены на уголь 21-й угледобывающей компании, осуществляющей поставку угля на предприятия топливно-энергетического комплекса республики, согласно перечню, представленному ГП «Кыргызкомур». При этом, минимальный уровень цены на уголь был установлен на уровне – 1250 за 1 тонну, максимальный уровень составил – 1350 сом за тонну;

    Во исполнение постановления Кабинета министров Кыргызской Республики «О введении государственного регулирования цен на уголь на территории Кыргызской Республики» от 11 октября 2021 года №209, принятого в целях сдерживания темпов роста цен на уголь, приказом территориальных подразделений Госвгентства до 18 октября 2021 года:

    — установлены максимальные уровни розничных цен на уголь, в разрезе областей, районов и городов Бишкек и Ош, за 1 килограмм и за 1 тонну. При этом цена за килограмм сложилась от 2,5 сом до 8,5 сом, за тонну от 2400 сом до 8500 сом в зависимости от типа угля и места добычи (местный, импортный).

    Приказы об установлении цен на уголь доведены до всех органов МСУ (мэрии, Полномочные представители Президента КР, райгосадминистрации), налоговых органов для отслеживания ситуации на рынках реализации угля.

    Нестабильная ценовая ситуация на рынке угля, в частности наблюдающий разброс цен на уголь обусловлен прежде всего ограниченным предложением угля на рынке в связи с недостаточными объемами поставок угля со стороны ГП «Кыргызкомур» (опоздания/перебои), а также   присутствием на рынке большого количества стихийных/незаконных точек продаж на данном рынке.

    Для оперативного решения вопросов, связанных с фактами реализации угля по ценам выше установленных, на сайте Госагентства размещена информация о контактных телефонных линиях, которые открыты и работают во всех регионах республики.

    На сегодняшний день, Госагентство в своей работе применяет следующие механизмы:

    — в целях контроля за соблюдением установленных цен созданы рабочие группы из числа сотрудников территориальных подразделений Госагентства, органов налоговой службы, представителей органов местной власти и сотрудников на местах и проводятся рейды;

    — в случае выявления нарушений при реализации угля, Госагентство в рамках представленных полномочий выдает предписание об устранении нарушений и приведении цен в соответствие с требованиями законодательства;

    — Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях предусмотрены штрафные санкции (ст. 218 завышение цен на упаковке или ярлыке, прикрепленном к товару —  1 категории на физ.лица – 1 тыс.сом, юр.лица – 5 тыс.сом; ст. 293 за неисполнение или ненадлежащее исполнение решения, предписания уполномоченного органа – штраф 2 категории, физ.лица – 3 тыс.сом, юр.лица – 13 тыс.сом).

    По состоянию на 10 ноября текущего года, антимонопольным органом, в том числе в составе созданных Комиссий/рабочих групп всего по республике осуществлено 129 выездов, охвачено 506 субъектов, реализующих уголь, выдано 322 уведомления о немедленном прекращении нарушений, выданы 63 предписаний об устранении нарушений по завышению цен и наложено 12 штрафов на субъектов нарушителей в соответствии с законодательством.



    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Поделиться