Избившие туркменских активистов в Стамбуле были оперативниками МНБ Туркменистана

Автор -
280

    11 октября этого года в Стамбуле пятеро неизвестных лиц, предположительно туркменистанцев, жестоко избили троих туркменских активистов.

    Нападавшие поджидали активистов на улице Согутлучешме в стамбульском районе Кадикёй, где расположен офис «Общества Огузской культуры, сотрудничества и образования». За несколько месяцев до нападения источники Азатлыка сообщали о готовящемся «физическом давлении» на туркменских активистов в Турции. Активисты рассказали Азатлыку, что нападавшие говорили на туркменском, хотя на туркменских мигрантов не были похожи, в связи с чем у них возникли подозрения о том, что за этим стоят туркменские спецслужбы.

    Источники Азатлыка в Стамбуле и Ашхабаде предоставили данные, указывающие не то, что подозрения активистов небеспочвенны.

    Через несколько дней после нападения на туркменских активистов, 16 октября в 21:40 по местному времени из международного аэропорта Стамбула вылетел самолёт Боинг 777-22 Туркменских авиалиний с бортовым номером EZ-A779.

    Рейс номер Т5486 был грузовым, но на нём улетели ещё около 20 туркменских граждан, в основном работники туркмено-турецких совместных предприятий.

    VIP-пассажиры рейса Т5486

    Но пятеро пассажиров, как стало известно Радио Азатлык, были сотрудниками Министерства национальной безопасности Туркменистана.

    Это был первый рейс из Стамбула в Туркменистан после событий 11 октября, когда в районе Кадикёй пятеро неизвестных напали на троих туркменских активистов Азиза Мамедова, Нурмухаммеда Аннаева и Бахтыяра Курбанова.

    По утверждениям источников Радио Азатлык в Стамбуле и Ашхабаде, улетевшие из Турции в Туркменистан 16 октября пятеро оперативников МНБ спланировали и были непосредственными исполнителями избиения туркменских активистов.

    Аннаев предоставил Азатлыку отрывок видео, взятых из камер наблюдения, где запечатлен момент, когда нападавшие преследуют активистов за несколько минут до нападения. По словам Аннаева, нападавших было пятеро, четверо из которых попали на 30-секундное видео. Трое были одеты в чёрную одежду, на головах у них чёрные бейсбольные кепки, а на лицах медицинские маски.

    Но один из них, по всей видимости, руководитель оперативной группы, без маски на лице и в белой футболке, зелёной спортивной куртке и брюках цвета хаки. Именно его опознали источники Азатлыка, как одного из пассажиров рейса Т5486, который, согласно данным сервиса Flilghtradar, прибыл в Туркменабад 17 октября в 3:21 утра по местному времени. Троих остальных из видео они не смогли опознать, хотя указали, что они были похожего телосложения.

    «Все пятеро были спортивного телосложения, ростом примерно 180-185 сантиметров. У всех были чёрные кепки и были одеты в чёрное», рассказал один из источников, видевший пятерых предполагаемых сотрудников МНБ Туркменистана перед тем, как они улетели из Стамбула в Туркменабад.

    Источник Азатлыка в Ашхабаде, опознавший на видео одного человека, подтвердил описание прилетевших в Туркменабад 17 октября пятерых предполагаемых участников избиения туркменских активистов.

    «Они в тот же день уехали в Ашхабад. Это довольно примечательно, потому что все прибывающие в Туркменистан лица, вплоть до чиновников должны пройти трёхнедельный карантин. Например, летом прошлого года по возвращению из Москвы в карантине сидел даже министр обороны (Бегенч Гундогдыев). Но этих оперативников МНБ это требование не коснулось, по всей видимости, это связано с попыткой предупреждения возможной утечки информации. Кстати, остальные 15 человек, прилетевшие вместе с ними, были помещены на карантин в Туркменабаде», рассказал источник Азатлыка.

    По его утверждению, пятеро сотрудников МНБ уехали в Стамбул где-то в конце августа-начале сентября. Но точную дату он назвать не смог.

    Опасаясь за свою безопасность, источники согласились говорить с Азатлыком только с условием, что мы не будем раскрывать род их деятельности. Но отметим, что источник в Ашхабаде, который и ранее предоставлял достоверную информацию, сам вышел на корреспондента Азатлыка с информацией о предполагаемом участии сотрудников МНБ в избиении гражданских активистов в Стамбуле.

    Многочисленные попытки Азатлыка получить комментарии в Министерстве национальной безопасности Туркменистана о том, что пятеро сотрудников ведомства делали в Стамбуле, остались безрезультатны. Получить комментарии в консульстве Туркменистана в Стамбуле также не удалось.

    Как украденные ключи оказались в Туркменистане

    В процессе написания данного материала случилось кое-что ещё, указывающее на то, что напавшие на активистов лица уже вернулись в Туркменистан. 30 октября с одним из жертв жестокого избиения Нурмухаммедом Аннаевым связался находящийся в Туркменистане YouTube-блогер Шатлык Шыхыев и заявил, что его личные вещи, украденные во время нападения, находятся у него.

    Напомним, избившие активистов 11 октября предполагаемые сотрудники МНБ вырвали у Нурмухаммеда Аннаева сумку, в которой находились его документы, телефон и ключи от дома и офиса «Общества Огузской культуры, сотрудничества и образования».

    В беседе с Азатлыком Аннаев рассказал, что Шыхыев, известный своими пасквильными выступлениями в адрес туркменских активистов в изгнании, в доказательство своих слов прислал фотографию украденной связки ключей. Аннаев говорит, что это действительно был его ключи, но он никогда их не фотографировал, поэтому фото мог отправить только тот, у кого они находятся.

    «Этот блогер Шатлык Шыхыев известен тем, что является рупором туркменских властей. Он вышел на меня через Телеграмм и прислал фотографию. На ней были мои ключи. Он спросил: «Узнаёшь?». Я сказал, да, это мои ключи, которые украли вместе с сумкой. Он сказал: «другие вещи тоже находятся у меня, наверное понимаешь, что это означает», рассказал активист.

    Азатлыку удалось связаться с Шатлыком Шыхыевым, который подтвердил, что ключи действительно находятся у него, хотя и отвечал на вопросы Азатлыка уклончиво.

    «Да, я отправил фото (ключей). Но я не скажу, как я отправил, откуда взял (фото). Пусть он (Аннаев) ломает над этим голову. Если хочет подать на меня в суд, пусть подаёт в суд», заявил Шыхыев.

    На вопрос Азатлыка о том, каким образом украденные в Стамбуле вещи оказались у него в Туркменистане блогер-«борец с активистами» ответил:

    «Давайте я вам так скажу, может эти ключи не украли, а я взял. А может эти ключи мне принесли в подарок. А может я это заказал. Вот вам три нити, какая вам нравится, ту и ловите», предложил Шыхыев и добавил, что делает это из-за того, что «ненавидит» туркменских активистов.

    Вряд ли можно предположить, что YouTube-троллер средней руки, называющий себя «независимым блогером», смог бы заказать нападение на оппозиционных активистов, находящихся в другой стране. Но то, что ключи ему могли принести те, кто напал на активистов и украл сумку у одного из них, вполне себе может оказаться то «нитью», которую, как предложил Шыхыев, можно «ловить».

    Кроме того, что большинство видеороликов YouTube-канале Шыхыева, которые, как он сам утверждает, движим исключительно «любовью к своей родине», удивляет и то, что он слишком вездесущ для реалий Туркменистана. В стране, где уже полтора года закрыто передвижение между регионами он появляется в разных уголках Туркменистана, где снимает свои видеоролики.

    Так в августе он посетил Лебапский велаят, где наведался домой к родителям другого туркменского активиста Фархада Дурдыева. За пару недель до этого, 1 августа Дурдыев во время одного из протестных акций был заманен в консульство Туркменистана, где его удерживали на протяжении нескольких часов и избивали. Шыхыеву, неизвестно откуда сумевшему найти адрес родителей активиста в Лебапе, каким-то образом удалось побеседовать с матерью Дурдыева и снять это всё на видео, в котором женщина, плача умоляет сына прекратить заниматься активизмом, особо отмечая, что её «никто не заставлял» этого говорить.

    Туркменские спецслужбы в Стамбуле, как у себя дома

    О том, что власти Туркменистана готовят различного рода провокации против туркменских гражданских активистов, в том числе и применение физического насилия, ещё в августе сообщал один из источников Азатлыка.

    По информации, которую Азатлык смог подтвердить по другим источникам только в конце сентября, Ашхабад взамен потребовал от Анкары принять решительные меры против самых активных представителей туркменского протестного движения в Турции взамен на согласие вступить в Тюркский Совет.

    Хотя, по данным источников, в закулисных переговорах обсуждался вопрос об усилении давления на туркменских оппозиционеров, было ли разрешение у туркменских спецслужб на организацию нападения в центре Стамбула, хоть и на своих граждан, остаётся под вопросом.

    Получить какие-либо комментарии в министерствах иностранных и внутренних дел Турции не представилось возможным.

    Если же оперативники МНБ Туркменистана приехали в Турцию для совершения, по сути, преступных насильственных действий, по собственной инициативе, то их можно сравнить с действиями Саудовской Аравии трёхлетней давности. В октябре 2018 года в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле спецгруппа убийц из 15 человек жестоко расправилась с саудовским диссидентом-журналистом Джамалем Хашогги.

    Хоть в случае избиения туркменских активистов, к счастью, обошлось без человеческих жертв, им были нанесены тяжёлые телесные повреждения. Азиз Мамедов получил повреждения глаз и перелом носа, у Бахтыяра Курбанова, который разбил затылок, упав от удара на бетонный бордюр, диагностировали сотрясение мозга и частичную потерю памяти. Нурмухаммед Аннаев тоже получил увечья руки.

    По словам Аннаева, расследованием нападения занимается Главное управление полиции причала Кадыкёй города Стамбула. Но они неохотно общаются с потерпевшими и предоставляют им неправдоподобную информацию.

    «Два дня спустя они показали нам двоих людей, которых якобы арестовали по подозрению в нападении на нас. Но мы их не смогли опознать. Прошло ещё несколько дней, и я пришёл в полицейское управление, чтобы узнать есть ли какие-нибудь зацепки. Они мне заявили, что двоих уже привлекли к суду и дали им сроки. Но я спросил, как так прошёл суд без участия потерпевших. На что они ответили, что нас скоро вызовут», рассказывает Аннаев.

    Ухудшающаяся социально-экономической ситуация в Туркменистане, высокая безработица, живущее впроголодь население привело росту недовольства как внутри Туркменистана, так и за пределами страны. Любые антиправительственные настроения внутри страны режим может быстро подавить.

    Поэтому власти особенно обеспокоены ростом гражданской активности среди сотен тысяч туркменских мигрантов в Турции, которые вдали от репрессий режима на родине могут сравнительно свободно действовать. Видимо это и стало причиной отчаянной операции МНБ Туркменистана в Стамбуле.

    Спустя ровно месяц после нападения на туркменских активистов в Стамбул для участия в саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств прибыл президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Туркменистан на этом саммите впервые участвовал в статусе наблюдателя.