Бишкекглавархитектура предлагает оборудовать пешеходные переходы «островками безопасности». И вот почему.
Ситуация с обеспечением безопасности пешеходов на дорогах столицы сложная и цифры по ДТП с наездом транспорта на пешеходов, приводимые патрульной службой милиции, очень тревожные. Так, согласно данным УПСМ, в 2019 году в Бишкеке было зафиксировано 1425 автонаездов, в результате которых погибло 50 человек, а 1520 получили ранения различной тяжести. В 2020 году совершено 973 автонаезда, окончившихся гибелью 33 и нанесением различных ранений 1003 человек.
Как обезопасить людей на дорогах? Очевидно, что нет возможности установить светофоры на всех пешеходных переходах. Но имеется один способ, с помощью которого многим зарубежным городам удается снизить количество ДТП с пешеходами. Это проверенный способ, самая простая и эффективная конструкция – «островки безопасности».
Автомобилизация в столице достигла высокой степени. При этом из-за низкой культуры вождения и несоблюдения многими водителями правил дорожного движения, а также по причине неприспособленности имеющихся на сегодняшний день городских улиц и дорог к постоянно возрастающему числу автотранспортных средств, становится все сложнее и сложнее обеспечить на должном уровне безопасность пешеходов. Многие из наездов произошли именно на наземных пешеходных переходах, где нет «островков безопасности».
Усугубляет и значительно отягчает ситуацию еще и то, что на некоторых центральных улицах, а также на многополосных дорогах Бишкека отсутствует разделительная полоса. Кроме того, на улицах Жибек-Жолу и Дэн Сяопина посередине дороги установлены бетонные барьеры и металлические ограждения высотою почти в рост взрослого человека, которые закрывают обзор на противоположную сторону дороги, в результате чего водители, подъезжающие к пешеходному переходу, и пешеходы практически не видят друг друга.
Даже решетчатые металлические ограждения, при обзоре под определенным углом, визуально превращаются в сплошную стену. И очень часто на этих переходах пешеходы выскакивают на дорогу, как из-за кустов, а другие люди, которые не успели перейти на разрешающий сигнал светофора или же опасающиеся интенсивного и скоростного потока машин, вынуждены прижиматься к оградительным конструкциям, прятаться за ними в узком пространстве, поскольку на этих переходах отсутствуют те самые «островки безопасности».
В качестве печального примера можно привести трагический случай наезда на подростка, который недавно произошел на пересечении улиц Юнусалиева и Койбагарова. Там машина, движущаяся на большей скорости, сбила пешехода, видимость которого был перекрыт остановившимся впереди автомобилем. Уверены, что при наличии на этом месте «островка безопасности», можно было бы избежать смертельного ДТП, поскольку водители при приближении к «островку безопасности» обязаны снижать скорость и т.д.
В развитых странах эти элементы обязательны. Большинство переходов Европы обустроены «островками безопасности», и делают их, что называется, «по умолчанию». В развитых странах акценты и приоритеты при городском планировании отданы удобству и безопасности пешеходов и велосипедистов, а не пожеланиям автомобилистов. Данные задачи с успехом решаются благодаря тому, что в Европе применяют различные способы изменения геометрии улиц, «успокоения» движения, светофорного регулирования. В частности, помимо «островков безопасности», применяют такие техники, как: смещение выступов тротуаров (шиканы), «шлюзы», приподнятые переходы, приподнятые перекрестки. Также используют опережающий пешеходный интервал в светофорном регулировании, и многое другое.
«Ранее, в 2019 году, по настоянию Бишкекглавархитектуры, на некоторых столичных дорогах появились подобные «островки», но только на перекрестках. В начале этого года мы предложили мэрии Бишкека оборудовать «островками безопасности» все пешеходные переходы, поскольку твердо убеждены, что они очень нужных нашему городу для полноценного обеспечения безопасности всех участников дорожного движения», отмечает Бишкекглавархитектура.
«Островки» очень полезны на перекрестках, так как за счет уменьшения радиуса поворота делают, например, повороты налево более безопасными, особенно это важно на широких перекрестках. С их помощью можно разделить переход через дорожные полосы на несколько частей, что позволит оптимально настраивать светофоры на каждом участке пути.