Раскрыты причины ухода Назарбаева с поста главы правящей партии Казахстана

Автор -
670

    Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев решил передать полномочия председателя правящей партии «Нур Отан» действующему лидеру страны Касым-Жомарту Токаеву. Об этом он объявил в ходе расширенного заседания политического совета партии. Назарбаев остается главой Совета безопасности страны и членом Конституционного совета, а также возглавляет совет по управлению Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына». О причинах этого решения рассказали эксперты.

    Партия «Нур Отан» – крупнейшая партия Казахстана, основанная в 1999 году самим Назарбаевым. На прошедших парламентских выборах осенью 2021 года партия заручилась поддержкой 71% избирателей. Почему Назарбаев решил отказаться от этих полномочий, «Московскому комсомольцу» рассказал политолог Талгат Мамырайымов:

    – Нельзя сказать, что такое решение было ожидаемым, на поверхности не было никаких для этого предпосылок. Но между строк можно попытаться прочитать причины этого решения. И тут есть несколько факторов.

    Во-первых, Назарбаев уже не в таком возрасте, в каком был 20-30 лет назад, когда ему хватало энергии, чтобы держать политическую систему страны на ручном управлении. Сейчас он постепенно освобождает себя от лишних нагрузок.

    «Нур Отан» – это не ключевой инструмент власти в Казахстане, хотя и важный компонент ее идеологии. Но партия требует определенного времени для управления, а Назарбаев не может позволить себе отвлекаться на такие мелочи. То есть «Нур Отан» – это не «Самрук-Казына», которым Назарбаев продолжает управлять, а через этот фонд финансируются все ключевые активы страны.

    Второй фактор заключается в крупных западных инвесторах, которые стали беспокоиться насчет двоевластия в Казахстане. Это стало вызывать беспокойство. Появились опасения, что раздрай в системе может привести к дестабилизации общественно-политической ситуации в стране, нанести вред политическим интересам и экономическим активам Запада в Казахстане и вообще Центральной Азии. То есть это такой месседж Западу: «Смотрите, Токаев – полновластный президент, не беспокойтесь». Хотя, конечно, Назарбаев остается ключевым актором во всех политических процессах Казахстана.

    –​ У Дариги Назарбаевой были претензии на этот пост?

    – Да, и это можно рассматривать как отдельный третий фактор. Этим решением Назарбаев дал понять элите, что он не намерен сделать преемником Даригу Назарбаеву. Она имеет претензии на верховную власть в стране и пытается оттеснить Токаева. Назарбаев показал, что якобы делает ставку на последнего, и Токаев для него является более ценным.

    –​ Думаете, Токаев будет настоящим преемником?

    – Возможно, он останется техническим президентом. Но, вероятнее всего, Назарбаев поставит несколько человек, которые будут управлять процессами в стране. Все они будут родственниками, и среди них может быть и Дарига.

    «Затянувшийся транзит»

    Несомненно, факт сам по себе положительный. Ибо в нашей стране правящая партия больше, чем просто партия, это почти само государство. Именно она выдвигает кандидата в президенты от власти и формирует партийный список на парламентских и маслихатовских выборах. По обновленным правилам теперь она контролирует деятельность исполнительных органов. И Токаев на третьем году своего президентства наконец-то приобретает этот мощный политический ресурс, пишет Амиржан Косанов.

    Передача главного поста в правящей партии в наших специфических условиях имеет также и чисто психологический характер: это может быть своеобразным сигналом истэблишменту, который до сегодняшнего дня все же сомневался в политических перспективах Токаева.

    Но есть и другие нюансы. «Nur Otan» — это не политическая партия, а, своего рода, идеологический отдел администрации президента, правительства, министерств и акиматов всех уровней. И если бы не было необходимости проводить выборы, надобности в этой партии не было бы вовсе.

    Из-за несменяемости власти «Nur Otan» — достаточно токсичная политическая организация, на ней груз невыполненных обещаний и нечестных выборов, резонансных коррупционных скандалов. Чего стоит добровольно-принудительное рекрутирование в ее ряды работников бюджетных организаций?

    Сможет ли Токаев по-настоящему реформировать ее? Захочет ли пойти на такой шаг? А если захочет, дадут ли ему это сделать «Библиотека» и, так называемая, «старая гвардия», которая глубоко засела в окопах бюрократии и олигархии? Не станет ли для Токаева этот подарок елбасы новым преткновением в его непростых отношениях со ставленниками Назарбаева? Вопросов много.

    Но, несмотря на все эти весомые доводы, у меня нет особых иллюзий по поводу того, что Токаев укрепится.

    Во-первых, в нашей системе Назарбаев больше, чем… Назарбаев. Это целый институт, это явление, которое не нуждается в формальной легитимизации. В первую очередь, я имею в виду его колоссальное влияние на кланы и его экономическую состоятельность, которые Токаеву и не снились. В этом случае, елбасы, как председатель Совета безопасности (а президент Токаев — всего лишь рядовой член СБ), будет продолжать реально руководить страной и определять самые важные политические решения. Не забудем также и о личных договоренностях и взаимных гарантиях между Назарбаевым и Токаевым, подробности которых известны только им обоим.

    Во-вторых, есть чисто византийская закавыка. Не отдает ли елбасы свои партийные полномочия в тот самый период, когда ситуация в стране все больше усугубляется в худшую сторону, экономический кризис нарастает по всем фронтам, уровень жизни большинства казахстанцев упал, что называется, ниже плинтуса, а протестные настроения зашкаливают? Бюджет истощен настолько, что невозможно будет выполнить многие, в том числе, и популистские предвыборные обещания.

    И теперь получается, что именно президент и бюрократически (он глава государства), и политически (лидер партии, формирующей правительство) несет полную ответственность за состояние дел в стране! Суперполномочия подразумевают также суперответственность!

    А это такая адская работа, с которой, скорее всего, нынешняя малокомпетентная и нерешительная команда Токаева может и не справиться. Поэтому у второго президента Казахстана один выход — приступать к принципиальным политическим реформам, начать реальное разделение полномочий между ветвями власти.

    Но захочет ли Токаев, войдя во вкус власти, ради демократических преобразований расставаться с оставшимися ему в наследство от Назарбаева властными полномочиями?

    Поделитесь новостью