Эволюционный биолог и редактор журнала Nature Генри Джи не считает перенаселение реальной опасностью для человечества. В своей книге «Очень короткая история жизни на Земле» (A (Very) Short History of Life on Earth) он предрекает мировой коллапс из-за других причин: разрушения сфер обитания, низкой наследственной изменчивости и ослабления фертильности. Джи убежден, что Homo sapiens уже обречен, и признаки этого видны всем, кто готов их замечать, пишет Хайтек+.
«Будучи палеонтологом, я вижу картину в перспективе, — рассказал Джи читателям Scientific American. — Виды млекопитающих приходят и уходят стремительно, возникают, развиваются и исчезают за миллионы лет или около того. Ископаемые указывают на то, что Homo sapiens существует примерно 314 000 лет, но большую часть времени этот вид был редким — настолько, что, фактически, чуть не вымер, причем такая угроза возникала не один раз. Так были посеяны семена человеческого рока: популяция выросла очень быстро из очень небольшой. В результате как вид H. sapiens чрезвычайно однообразен. У нескольких групп диких шимпанзе больше наследственной изменчивости, чем у всего человечества. Дефицит наследственной изменчивости не способствует выживанию вида».
Более того, по неизвестным причинам за последние десятилетия качество спермы у мужчин разных возрастов, живущих в разных странах значимо ухудшилось. Это ведет к снижению рождаемости. Возможно, дело в загрязнении воздуха. Или в стрессе, вызванном, по мнению Джи, слишком высокой скученностью населения крупных городов. Большую часть своей истории люди свободно перемещались по земле небольшими группами. Оседлая жизнь друг у друга на головах — совсем недавняя привычка.
Следующая причина снижения роста популяции экономическая. Государства стремятся к непрерывному экономическому росту, но эта цель не соответствует возможностям мира, в котором ресурсы ограниченны.
H. sapiens уже используют от 25% до 40% чистой продуктивности экосистем — органической материи, которую растения создают из воздуха, воды и солнечного света. Современным людям приходится работать все больше, чтобы поддерживать стандарт жизни, присущий их родителям. Все больше свидетельств того, что экономическая результативность по всему миру за последние 20 лет остановилась или даже снизилась.
Еще один фактор сокращения населения Земли — экономическая, политическая и репродуктивная эмансипация женщин. Она началась всего лет сто назад, но уже привела к увеличению уровня образования и продолжительности жизни. Однако распространение средств контрацепции и нежелание рожать много детей означает, что численность человечества, скорее всего, сократится.
Но самая коварная угроза для нас, по мнению ученого, — это так называемый «долг вымирания». Каждый вид, даже процветающий, рано или поздно вымрет, вне зависимости от усилий по предотвращению этого. Причина обычно заключается в отложенной реакции на уничтожения экосистемы. Наибольшей угрозе подвержены виды, которые были вынуждены мигрировать и поэтому стали жить более разрозненно. Люди заселили более или менее всю территорию планеты.
Фактически, Homo sapiens уже обречен. Признаки этого видны тем, кто готов их замечать. Вопрос только в том, насколько быстро это произойдет, полагает ученый.
«Я подозреваю, что человечеству суждено не просто сократиться, но исчезнуть — и скоро, — предрек Джи. — Перефразируя [певца и композитора Тома] Лерера, если мы собираемся писать о вымирании человека, следует начинать писать сейчас».
Австралийский философ Тоби Орд в своей новой книге «The Precipice» утверждает, что у нас мало шансов выжить в результате катастроф, не имевших прецедента в прошлом. Нам очень сложно поверить в то, о чем мы раньше не слышали и с чем не сталкивались. Именно это и произошло с коронавирусом.
По прогнозам Орда, следующее столетие будет для человечества непростым. Если люди смогут принять правильные решения, он предвидит беспрецедентный расцвет. В обратном случае мы можем разделить судьбу птиц додо и динозавров.
«На основании всего, что мне известно, — пишет он в книге „The Precipice“, — я оцениваю вероятность экзистенциального риска в этом столетии в один из шести». Другими словами, 21-й век, как считает Орд, является одной гигантской игрой человечества в русскую рулетку.
Если мы приложим усилия, то этот неблагоприятный прогноз можно будет снизить до 1 к 100. Верно и обратное — если игнорировать риски и угрозы в таких областях, как биотехнологии и искусственный интеллект, то ситуация ухудшится до 1 к 3.
Орд считает, что мы живем в самый критический момент в истории человечества — мир становится все более сложным и взаимозависимым, и эта сложность, по мере ее возрастания, делает наш мир все более уязвимым.
Орд настаивает на том, что он не пессимист. Конструктивные меры принять еще не поздно. Человечество, по его словам, переживает подростковый период: у него уже сила взрослого, но разум ребенка. Он рекомендует снизить темпы технологического прогресса и попытаться осмыслить последствия, к которым может привести та или иная разработка.
Схожие мысли высказывает и британский астрофизик Мартин Рис, сооснователь Центра исследований экзистенциальных рисков в Кембридже. «Я обеспокоен, — сказал он, — просто потому, что наш мир настолько взаимосвязан, что величина самой плохой из потенциальных катастроф возросла до непропорциональной величины, и слишком многие отрицают это. Мы игнорируем мудрую максиму: неизвестное не равно невозможному».