В 2022 году инфляционные процессы в Казахстане будут характеризоваться двумя вещами – общемировой инфляционный фон и действия правительства/квазигоссектора, результаты которых страна пожинает сейчас. Об этом пишет экономист Расул Рысмамбетов в своей статье на turanpress.kz:
С учетом ускорения инфляции в 2020–2021 годах, можно сделать обоснованный прогноз, что в первом полугодии 2022 года, инфляция продолжит ускоряться, но чуть медленнее. В январе-июне 2022 года можно ожидать 10% годового показателя.
Именно в первые два квартала 2022 года в экономику поступит немалое количество средств для выполнения национальных проектов, квазигоссектор получит свои бесплатные госденьги, а снятия средств из ЕНПФ – как физлицами, так и заимствования госсектором, включая региональные акиматы – продолжится. Эти средства сразу уйдут в закупки, откаты и покупки новых машин.
Имею в виду, что у наших вечно дотационных регионов опять не хватит денег на торжественные мероприятия, эпохальные стройки и в январе-феврале продолжится нынешнее паломничество акимов и замакимов в столицу – «выбивать фонды». Ситуация странным образом напоминает Советский Союз времен застоя.
Квазгоссектор опять посетует, что «глобальная конъюнктура характеризуется нарушением цепочек поставок, что оказывает проинфляционное давление на закупки в рамках перевооружения экономики» и попросит еще денег.
Мы продолжим мужественно бороться с ковидом, на что госсектору потребуется средства, далеко не все из которых дойдут до больных, а часть останется в госаппарате «на оптимизацию штатной численности, приобретение современных IT инфраструктуры для ускорения обслуживания пациентов».
Что такое инфляция?
Вообще, инфляция – это рост цен или обесценение денег. У нее есть и хорошая сторона – это рост экономики. То есть в идеальном мире, когда цена растет, это значит у бизнеса появляется больше денег. Бизнес, который кредитовался до роста цен, оплачивает свои долги и берет новые кредиты на увеличение или улучшение производства.
При этом инфляция немного стимулирует людей выходить из тени, потому что банковский процент по депозитам (или прибыль от открытия нового бизнеса) компенсирует им потери от инфляции.
Ползучая инфляция рассматривается как положительная, однако обычно это 2–4% годовых. В случае же с Казахстаном – эти 8,9% годовых уже на грани ускорения инфляции с риском торпедировать любой бизнес.
В предыдущий и 2021 годы, правительство «закачало» в разные проекты в Казахстане значительные средства в тенге и долларах, действуя в рамках своего показателя эффективности – величины ВВП.
Однако обилие тенге на рынке, инфляционный рост – неминуемо привели к ослаблению национальной валюты. Когда денежная масса в тенге увеличилась, а валютные запасы страны – нет, то это привело к диспропорции соотношения тенге и доллара и других валют, из стран, где инфляция ниже чем в Казахстане.
Повышение цен
Повышение цен на все в Казахстане могло быть и ниже, не таким интенсивным, как сейчас – будь нынешнее и предыдущие правительства более дальновидными и вкладывай они больше в местное производство.
Но если мы строительный крепеж, искусственный мрамор, алюминиевый профиль и даже шлакоблочные бордюры покупаем в Китае – естественно, что при закрытии границ на пандемию – у нас образовался дефицит всего из КНР.
Если в северных областях Казахстана – говядина из Беларуси, молочка из России, овощи из Узбекистана – само собой, что нарушения поставок обязательно привели к повышению цен. Это как закрытие границ, так и снижение производства на иностранных производствах.
После того, как правительство Казахстана начало пользоваться чужими мозгами – многочисленными консультационными компаниями, мы постепенно перешли и к иностранным продуктам питания. Зато сборочные цеха иностранных автомобилей получали неограниченные субсидии, льготные программы кредитования при покупках и так далее.
Таким образом, перейдя на траекторию стабильного увеличения импорта всего – от мозгов/знаний до иголок с нитками, казахстанские правительства стабильно вывели нас в зависимость от всего иностранного.
Неудивительно, что мы теперь сетуем на то, что «мы импортируем инфляцию из России». Само собой, если мы взяли курс на продажу нефти, металлов, зерна, и курс на покупку всего – мы будем зависеть от внешних факторов больше, чем любая другая страна, где пытаются развивать производство хотя бы базовых продуктов и товаров.
Прогноз на инфляцию на следующие 10 лет
Инфляция в Казахстане будет расти в первом полугодии 2022 года – тут не может быть вопросов. Во втором полугодии 2022 года, если мир поборет пандемию, инфляцию можно будет развернуть. Но не потому что мы такие красавцы и справились, а потому что откроются границы с Китаем и ускорятся поставки из России. Российские рабочие, в поте лица с удовольствием увеличат зависимость Казахстана от их предприятий. Узбекские дехкане увеличат выращивание «казахских дынь», которые мы потом повезем в Россию и так далее.
Если же мы нашу экономику будем использовать только чтобы создавать олигархов и отправлять их в Дубай (сырье в обмен на продовольствие), то значит у нас действует оккупационная модель экономики: «золото в обмен на бананы».
Поэтому можно попытаться прогнозировать инфляцию до сотых долей процента, однако ее направление нетрудно предсказать. Можно попросить бюро национальной статистики посчитать инфляцию поприятнее, прямо на уровне 2% и на нашем информационном поле выглядеть красивее Норвегии и Швейцарии. Можно потребовать от Нацбанка сжечь все резервы и сделать курс прекрасным, но на пару месяцев. Можно потребовать от Нацбанка, чтобы снизить кредитные проценты, однако это уронит все банки в течение года или остановит выдачу кредитов через два дня.
А можно попросить правительство, которое контролирует экономику как напрямую, так и опосредованно – через их друзей-олигархов – начать строить нормальную экономику, а не меновую торговлю «нефть в обмен на ЭКСПО/LRT». Требования простые – где жить, что есть, что надеть. Стройматериалы, продукты питания и одежда. А уже с 4–5–6 промышленными революциями бизнес справится сам, без помощи и вмешательства государства.
Поэтому первое полугодие нам придется терпеть с инфляцией. На мой взгляд, это не будет ниже 10% годовых. А там, глядишь, поможет нам мировое сообщество и цены придут в норму. Потому что внутренних источников спасения пока я не вижу.