В Кыргызстане будет один закон “Об образовании” вместо нынешних пяти законов. Об этом сообщает министерство образования и науки.
В этих целях проводится инвентаризация законодательства в области образования и науки. В настоящее время сферу образования регулируют пять законов Кыргызской Республики: «Об образовании», «О начальном профессиональном образовании», «О статусе учителя», «О дошкольном образовании», «Об организации питания учащихся в общеобразовательных организациях» и более 50 подзаконных актов Кыргызской Республики.
Процесс инвентаризации был начат приказом Минобразования от 17 ноября 2020 года № 951/1, Указом президента Кыргызской Республики «О проведении инвентаризации законодательства Кыргызской Республики», распоряжением правительства.
Как отмечает Минобразования, «анализ действующего законодательства в области образования показал, что многочисленные изменения законов привели к тому, что законы не полно регламентируют сам предмет закона, имеют законодательные пробелы, содержат внутренние конфликты и противоречия, имеют дублирующие, а порой и излишние положения, и не всегда отвечают принципам справедливости и партнерства».
В связи с этим, Минобразования был разработан проект закона «Об образовании» в новой редакции.
Распоряжением правительства от 10 марта 2021 года была образована межведомственная экспертная группа по проведению инвентаризации принятых концепций, стратегий, программ и законов по отраслям права на предмет соответствия Конституции КР, принципам социальной справедливости и партнерства, необходимости, целесообразности и эффективности, достаточности регулирования предмета, устранения внутренних противоречий и коллизий, пробелов в праве.
Согласно протокольному поручению межведомственной экспертной группы по инвентаризации законодательств был издан приказ министерства юстиции «Об утверждении состава экспертных подгрупп межведомственной экспертной рабочей группы по инвентаризации законодательства Кыргызской Республики и Методологии проведения инвентаризации законодательства Кыргызской Республики» от 15 апреля 2021 года, были образованы ведомственные подгруппы для проработки вопросов проведения инвентаризации законодательства в сфере образования, науки, культуры и спорта. На основании регламента работы Межведомственной экспертной группы проведено семь заседаний.
13 сентября 2021 года в Park Hotel Bishkek состоялся круглый стол по обсуждению проекта закона «Об образовании» в новой редакции с участием представителей государственных органов, международных организаций и гражданского общества.
Как сообщает Минобразования, этот законопроект прошел общественное обсуждение, опубликован на сайте Администрации президента (https://www.gov.kg/ru/npa/s/3292) и на сайте Единого портала общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов (http://koomtalkuu.gov.kg/ru/view-npa/1071) от 2 сентября 2021 года.
В период общественного обсуждения поступили предложения, рекомендации и замечания по проекту указанного закона, которые были рассмотрены со стороны специалистов и экспертов. В итоге подготовлен проект закона «Об образовании» с учетом всех поступивших предложений, рекомендаций и замечаний, который имеет следующую структуру — 12 глав и 56 статьей. Также проведены анализ регулятивного воздействия, гендерный анализ, правовая и правозащитная экспертиза и другие научные экспертизы.
В данном законопроекте предлагаются следующие новшества, которые будут дополнительно отрегулированы в подзаконных актах:
1. Типы образовательных организаций: дошкольные образовательные организации; образовательные организации общего основного образования (общеобразовательная организация); образовательные организации дополнительного образования детей, подростков; образовательные организации начального профессионального образования; образовательные организации среднего профессионального образования; образовательные организации высшего и послевузовского профессионального образования; образовательные организации дополнительного профессионального образования; образовательные организации дополнительного образования молодежи и взрослых.
2. Преобразование из одного вида в другой вид государственной образовательной организации высшего профессионального образования осуществляется по согласию с уполномоченным государственным органом в области образования и науки.
3. Порядок определения рейтинга образовательных организаций и программ, оценки достижений обучающихся и оценивания квалификаций (сертификация), аттестации педагогических работников образовательных организаций устанавливаются уполномоченным государственным органом в области образования и науки.
4. Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить среднее профессиональное образование по ускоренным программам.
5. Вхождение образовательной организации высшего профессионального образования во всемирные рейтинги университетов, прохождение международной аккредитации и выдача двойных дипломов дает право на присвоение данной образовательной организации международного статуса.
6. Дуальное обучение.
7. Государственная аттестация выпускников общеобразовательных организаций может быть совмещена с общереспубликанским тестированием.
8. Земельные участки, здания и сооружения государственных и муниципальных образовательных организаций не подлежат приватизации, продаже и изъятию.
Выявлены более 50 подзаконных актов, которые объединены в три подзаконные акты и в настоящее время начат процесс обсуждения:
1. постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики об образовательной деятельности в Кыргызской Республике;
2. постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики о научной деятельности в Кыргызской Республике;
3. постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики о финансировании образовательной и научной деятельности в Кыргызской Республике.
В проектах подзаконных актах рассматривается следующие вопросы: академическая свобода, академическая честность, виды образовательных организаций, продолжительность рабочего времени, финансовая самостоятельность и т.д.