Ученые назвали еще одну причину вымирания динозавров

Последствия падения астероида, убившего динозавров 66 миллионов лет назад, были еще более катастрофическими, чем предполагали ученые. Соответствующее исследование провели представители Бристольского университета и Университета Сент-Эндрюса, сообщает PNAS.

Команда решила изучить биохимию древних раковин вблизи реки Бразос в округе Фоллс, штат Техас. В эпоху вымирания динозавров эта область находилась под водой. Она также расположена недалеко от кратера Чиксулуб, оставшегося после падения гигантского астероида, пишет Мир.

Исследователи собрали образцы отложений и проанализировали различные изотопы серы. Результаты указали на «очень необычный сигнал» – специфические изменения в массах изотопов. Подобные преобразования происходят, когда сера попадает в атмосферу и взаимодействует с ультрафиолетовым светом.

«Это может произойти только в двух случаях: если атмосфера лишена кислорода или серы так много, что она поднимается очень высоко над поверхностью», – отметил соавтор исследования Джеймс Виттс.

Ученые пришли к выводу, что 66 миллионов лет назад события развивались по второму сценарию. После падения астероида в атмосферу попало огромное количество серы – больше, чем показывали предыдущие оценки.

Огромное облако серосодержащих газов закрыло Солнце на десятки или даже сотни лет, вызвав глобальное похолодание. Затем оно попало на Землю в виде кислотного дождя. Часть серы смыло с суши в океаны, изменив их химический состав на десятки тысяч лет.

Вследствие космической катастрофы на Земле началось массовое вымирание, уничтожившее около 70% видов живых существ. Его «жертвами» стали и динозавры. Подобный сценарий объясняет, почему флоре и фауне потребовалось так много времени для восстановления после космической катастрофы.

Ученые отметили, что отложения серы, как правило, находят на полюсах. Там нет своих источников серы и сульфатов, которые могли бы исказить сигнал. В морских скалах подобных следов почти нет.

«У моря есть своя собственная изотопная сигнатура, которая полностью разбавляет крошечное количество серы из вулканов», – рассказал Виттс.

Тот факт, что следы серы сохранились в морских минералах мелового периода, показывает, что содержание этого вещества в атмосфере было экстремально высоким. Предыдущие оценки показали, что объем выбросов мог составлять от 30 до 500 гигатонн, и они должны были вызвать похолодание на 2-8 градусов Цельсия. Новое открытие свидетельствует, что изменение климата было еще более резким.

Большая часть серных выбросов поступила из богатого этим веществом известняка на полуострове Юкатан. Ученые отметили, что если бы астероид упал в другом месте, в атмосферу могло бы попасть меньше серы. Изменения климата стали бы не такими катастрофическими, а вымирание – не столь массовым. Но динозаврам «просто очень не повезло».