Россияне начали покупать автомобили через Казахстан

Автор -
3020

Затруднения с логистикой и международными финансовыми транзакциями вынудили большинство западных автомобильных брендов приостановить деятельность в России. Немедленно возник и дефицит новых авто. Однако вода дырочку найдет: спрос на автомобили немедленно вырос в странах ЕАЭС, не попавших под санкции. Прежде всего, речь идет о Казахстане. Об этом пишет «Московский комсомолец».

Если вы хотите пойти в чистый автосалон с приветливыми консультантами и приобрести авто «как белый человек» — ну, то есть, как мы все привыкли делать в 2000-е и 2010-е — то никакого вам, конечно, Казахстана. Вот только выбор и цены… в общем, обстановка стимулирует к нестандартным подходам. И предложение, судя по порталам объявлений, уже появилось. Россия не для грустных — для инициативных, отмечает «МК».

— 100 000 рублей за подбор, покупку машины до 1 млн рублей, помощь с оформлением в Казахстане, перегон через границу, — называет расценки Артем из Рубцовска (город в Алтайском крае недалеко от границы с Казахстаном). — Если машина дороже миллиона рублей, то 10% от цены.

Этим бизнесом Артем занимался и до санкций — правда, речь шла о премиальных подержанных авто и «сером импорте» таких машин, которые не ввозились официально в РФ. В этом смысле ничего не изменилось — просто этих «санкционных» авто стало намного больше, почти весь рынок.

— Где покупаю? Вот буквально — в Караганде, — смеется предприниматель. — Схема простая: посылаю вам фото, видео в процессе покупки, можно сделать видеозвонок. Деньги можно наличными (это лучше), можно переводом. Кстати, могу оформить работающую за границей карточку, по цене тоже договоримся.

За март Артем приобрел для россиян уже полтора десятка автомобилей. Разного класса — рекордные (10%-ные) комиссионные составили 800 тысяч рублей. Сколько стоила сама машина — нетрудно подсчитать. Но основная часть «товара» была в пределах 2 млн рублей.

— Раньше в России за эти деньги можно было купить довольно приличную машину, хотя и не премиум, — говорит перегонщик. — Сейчас — сами знаете. Люди реализуют накопления. Многие согласились брать подержанные вместо новых. Покупатели — из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска.

По словам собеседника «МК», он думает о развитии бизнеса: если окажется, что сложившаяся ситуация надолго, то можно ездить в Казахстан с автовозом. Он позволяет привозить за раз до 6 автомобилей. Есть и обширный двор, где можно организовать импровизированный автосалон. Будет ли Артем этим заниматься — выяснится ближе к лету.

…А если без комиссионных агенту — то можно попробовать купить и пригнать автомобиль из Казахстана самому. Одна из наиболее удобных для жителей Центральной России точек — Костанай, что примерно в 300 км от Челябинска (а Челябинск — это уже прямая федеральная трасса до Москвы, дорога наезженная). Там автомобили не только продают, но и производят — сборочный завод в Костанае мультибрендовый.

На ближайшее время Казахстан станет главной альтернативой европейским рынкам, говорят собеседники “Ъ FM”. Спрос в местных дилерских центрах за месяц увеличился в десятки раз и главным образом за счет россиян, отмечают продавцы. Многие отправились за новым автомобилем в приграничный Костанай, где на заводах собирают, к примеру, Chevrolet, которые перестали поставлять в Россию. Теперь же доля импорта из соседней страны в РФ может вырасти до нескольких десятков процентов, уверен эксперт по подбору автомобилей Help Buy Auto Павел Будяков:

«Это будет ощутимая доля машин от общего количества покупаемых в России, цифра может дойти до 10-15%. Небольшую выгоду от покупки получит сам автовладелец. Небольшую, подчеркиваю. Думаю, чуть больше, чем от приобретения автомобиля сейчас в режиме онлайн. Перегон в меньшей степени распространен — в основном это привоз. Они обычно приезжают на автовозах либо в сетках железной дороги».

До введения санкций машины привозили в основном из Европы и через Белоруссию: там действовали льготные тарифы на растаможку. Причем востребованность услуги еще в ноябре прошлого года была высокой. Тогда предложение на внутреннем рынке было небольшим, а курс евро относительно низким. Теперь маршрут оказался перекрыт, но спрос при этом увеличился. А клиенты устремили взгляд на Казахстан. Среди потенциальных покупателей не только перегонщики и дилеры, которые теперь уповают на серые поставки, но и продавцы запчастей. Впрочем, всем им придется столкнуться с высокими рисками, отмечает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Денис Мигаль:

«Да, это будет не так цивилизованно, как в случае с официальным дилером, не так безопасно для потребителя, поскольку там будет куча вводных и непонятных историй, связанных с гарантиями, защитой прав потребителей и так далее. Но какие-то решения рынок найдет. Государство по идее не должно этому противиться. Мы хорошо помним 2000-ые, когда пошлины закручивались, устанавливали какие-то ввозные коридоры. Но тогда были другие задачи: развивать внутреннее производство, поднимать АвтоВАЗ с колен. Все понимают, что оставить рынок в тотальном дефиците невыгодно».

Покупать автомобили в Казахстане сейчас даже дешевле, чем в России. За март цены на иномарки у отечественных дилеров выросли как минимум на четверть. Теперь стоимость самых доступных машин приближается к отметке в 2 млн руб. А в соседней стране легко можно найти авто и за 1 млн руб. Но вот с массовыми закупками и параллельным импортом ситуация иная. Затраты на перевозку и прохождение таможни получаются высокими, соответственно, наценка тоже увеличивается, предупреждает генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло.

Поделиться