Салоны красоты в Туркменистане уходят в подполье после запрета властями некоторых косметических процедур и причесок. Как итог парикмахеры, мастера по маникюру и косметологи предлагают запрещенные услуги за закрытыми дверями или у себя дома, пишет Радио Азатлык.
Многие салоны красоты в Туркменистане игнорируют запрет авторитарного правительства на некоторые модные тенденции в индустрии, такие как накладные ресницы и акриловые ногти, и продолжают тайно предлагать запрещенные услуги своим клиентам, говорит житель Ашхабада.
Формально большинство салонов красоты и женских парикмахерских предоставляют лишь ограниченные услуги, такие как стрижка волос и простой маникюр и педикюр, на которые не распространяется запрет. Но для своих постоянных клиентов многие салоны продолжают предлагать полный спектр продуктов и услуг за закрытыми дверями, сообщили Азаттыку многие клиенты и владельцы салонов на условиях анонимности.
Они также говорят, что некоторые косметологи, опасаясь внеплановых полицейских рейдов по салонам, начали принимать клиентов на дому у себя или в домах своих клиентов.
С апреля Туркменистан фактически запретил женщинам носить «чрезмерный» макияж, обтягивающую одежду, накладные ногти и ресницы в рамках широкого набора ограничений женских свобод. Также запрещен микроблейдинг бровей, который очень популярен среди туркменских женщин.
Женщинам также запрещено красить и обесцвечивать волосы, делать инъекции ботокса и косметическое увеличение груди или губ.
Запрет был введен без какого-либо официального заявления или объяснения, и за его соблюдением следят правоохранительные органы и женщины-работодатели.
Сотни женщин были остановлены полицией по подозрению в использовании наполнителей для губ или накладных ресниц. По некоторым сообщениям, десятки женщин потеряли работу в национальной авиакомпании и железнодорожных службах якобы из-за того, что у них были грудные имплантаты и/или увеличены губы.
Но официальные угрозы, по словам женщин, не особо отбили желание ходить на косметические процедуры. Несмотря на запрет, многие продолжают делать прически и маникюр, подкрашивать брови и наносить яркий макияж. С небольшой лишь разницей в том, по словам владельцев салонов, что некоторые теперь выбирают более нежные оттенки лака для ногтей. А те, кто носит накладные ресницы, в большинстве своем выбирают ресницы средней длины, чтобы сделать их менее заметными.
У косметологов и парикмахеров, частично ушедших в подполье во избежание драконовского запрета, бизнес не умер. Один житель Ашхабада сказал, что клиенты и салоны заранее договариваются об услуге и заходят через черный ход.
Источники сообщают, что для свадебного макияжа будущая жена отправляется в салон в сопровождении нескольких подруг, которые по очереди ходят по салону, наблюдая, не прибыла ли полиция для проведения рейда.
Запрет на красоту в Туркменистане ввели вскоре после прихода к власти в марте нового президента Сердара Бердымухамедова. Он принял бразды правления от своего отца Гурбангулы Бердымухаммедова. Сердар Бердымухамедов формально стал президентом по итогам выборов, однако результаты были известны заранее. Считается, что выборы провели для легализации передачи политической власти.
В рамках ограничений женщинам также запретили сидеть на передних сиденьях частных и общественных транспортных средств. Водителям автомобилей с женщинами на передних сиденьях грозят крупные штрафы за нарушение новых правил.
В некоторых городах полиция задерживала пары, которые держались за руки в общественных местах. Несколько человек, которых ненадолго задержали за такую публичную демонстрацию привязанности, рассказали Радио Азатлык (Туркменской редакции Радио Свобода), что пары были освобождены после того, как им прочитали лекцию о традиционных ценностях туркмен и месте женщины в семье и обществе.
По словам очевидцев, парам угрожали неопределенными суровыми наказаниями за любое повторное нарушение.
Запрет вступил в силу в начале апреля, и многие салоны красоты были оштрафованы после полицейских рейдов или прекратили свою деятельность, потеряв многих своих клиентов.
Но многие в Ашхабаде говорят, что с тех пор ограничения ослабли, а полицейские рейды стали проводиться реже.
По словам нескольких ашхабадцев, сейчас некоторые представители силовых органов используют запрет для вымогательства взяток у «нарушителей».
Туркменистан – одна из самых репрессивных стран мира, в которой широко распространена бедность, безработица и нехватка продовольствия, несмотря на имеющиеся огромные запасы природного газа.