Вот и прошел референдум, Токаев получил желаемые поправки, но сократит ли все это тот разрыв между здравым смыслом и бюрократией, который продолжает расти? Ведь на самом деле речь идет о разрыве между системой госуправления и реальными интересами населения. Об этом пишет Карлыгаш Еженова в своей статье на exclusive.kz.:
Недавно Токаев, едва скрывая раздражение, посетовал, что идей для новой экономической политики от предпринимателей и экономистов «надолго не хватило». «От предпринимателей справедливо звучат упреки касательно постоянных изменений и непредсказуемости государственных политик. На прошлой встрече я поручил разработать Новую экономическую политику. Не могу сказать, что эта работа проходит успешно. Наблюдается дефицит мыслей и идей. Это касается и антикризисных мер. Мною было поручено создать рабочую группу при правительстве с приглашением предпринимателей и экономистов, проявляющих повышенную активность в блогосфере и высказывающих различные критические замечания. Но этих людей на долго не хватило, с идеями и конкретными предложениями, как мне доложили, тоже напряженка. Тем не менее от правительства и Администрации Президента ожидаю доктринальный документ, включающий в себя основные компоненты всех экономических политик: макро-, налоговой, бюджетной, денежно-кредитной и так далее.
На заседании Высшего совета по реформам мною были даны указания по его совершенствованию. Эту работу следует провести с конструктивным участием бизнеса, потому что только таким образом мы сможем выработать действительно нужные и эффективные реформы. Обращаюсь ко всем присутствующим: лозунг «Жаңа Қазақстанды бірге құрамыз» – не пустые слова. Участие предпринимателей, представителей реального сектора экономики в этом деле критически важно».
Тем временем, множество нацсоветов и антикризисных штабов ничего не дало в прошлом, но есть все основания опасаться, что и предложенный вместо НСОД заявленный Национальный курултай тоже мало что изменит. Волшебной таблетки не может предложить ни та, ни другая сторона.
Похоже, что государство, которое какое-то время попытались быть слышащим, устало от этой некомфортной функции и вынуло слуховой аппарат. Впрочем, и участники всяких форм диалоговых площадок тоже потеряли к ним интерес.
Очевидно, дело в том, что госаппарат по-прежнему больше способен выполнять указания сверху, а инициативы снизу воспринимаются им как досадная помеха. Что, впрочем, тоже объяснимо, поскольку эксперты и предприниматели не понимают, что их рекомендации невыполнимы в той системе бюрократических процедур, которая продолжает работать в старой системе координат.
Это предполагает серьезную перестройку и перераспределение сфер ответственности между правительством, бизнесом и гражданским обществом. Но кто не только создаст такую структуру, но и внедрит ее в текущую повестку дня?
Со стороны государства этим могло бы заняться Агентство по стратегическим реформам, со стороны бизнеса и гражданского общества – парламент и НПП. Но ни один из этих акторов сегодня не имеет на то ни полномочий, ни желания, ни мотивации.
Еще одной попыткой институционализировать этот пресловутый диалог является Национальный курултай, который должен был пройти еще в конце мая. Но, видимо, не только референдум вытеснил его из повестки дня. Дело в том, что никто не знает, как, зачем и с кем осуществлять «более широкое и глубокое вовлечение общественных организаций и активистов в подготовку и реализацию реформ». Тем более, Токаев понимает, что «в этом вопросе какая-либо имитация, создание видимости диалога недопустимы», как это случилось, например, с теми же Общественными советами при ведомствах.
«Наши предки всегда обсуждали и принимали судьбоносные решения всенародно. Свидетельством этого является великие собрания в Улытау, Ордабасы, Култобе. Мы должны возродить эту демократическую традицию Великой степи, заложившую основы общенационального единства. Поэтому вместо успешно выполнившего свои задачи Национального совета общественного доверия предлагаю создать «Ұлттық құрылтай» (Национальный курултай)», – пояснил тогда президент не столько обществу, сколько себе.
В новый институт, по задумке, должны войти «представители всех регионов, депутаты, члены Ассамблеи народа Казахстана, Гражданского альянса, общественных советов и организаций, авторитетные общественные деятели, представители бизнеса, промышленности и сельского хозяйства, а также другие граждане».
Но, во-первых, не понятно, кто и по какому принципу будет формировать его состав. Точнее, как раз очень понятно: по спискам, сформированным в коридорах Акорды. Что из этого всегда получается, мы с вами наблюдали не раз. Но даже если предположить, что туда войдут достойные люди, каковы их полномочия и степень влияния на принимаемые решения? Все это напоминает некий клон парламента, вернее того, чем он должен быть. Но даже парламентарии жалуются на ограниченность своих полномочий, а последние поправки в Конституцию их явно не расширили.
Национальный курултай не будет той самой волшебной таблеткой, как и еще один антикризисный штаб. Рецепты просты и уже проверены столетиями: разрешить все, что не запрещено. Выпустить партии и СМИ из концентрационного лагеря, дать парламенту выполнять свои классические функции. До сих пор мы продолжаем наблюдать, как в любые новые структуры всегда входят одни и те же люди. Поэтому, очевидно, нужно дать им сигнал, что теперь они могут действительно заняться своими прямыми обязанностями и им за это ничего не будет плохого. А возможно, даже наоборот.