В апреле-мае-июне текущего года органами прокуратуры в период с 2020-2021 годов в Агентстве по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству при кабинете министров и его структурных подразделениях, всего проведено 142 проверки по вопросам исполнения законодательства о противодействии коррупции, государственных закупках, государственной гражданской службы, лицензировании и разрешительной системе, архитектуре и градостроительстве, земельного законодательства и основах административного дела и административных процедурах–
В ходе проверок выявлено 377 нарушений законодательства, по результатам которых внесено 196 прокурорских актов. Из них 4 возражения, 106 представлений об устранении нарушений законодательства, 46 предписаний, 2 предостережения о недопустимости нарушения закона, 2 дела об административном правонарушении и 36 уголовных дел.
Также, по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 118 работников привлечены к дисциплинарной и 2 работника к административной ответственности, взыскано более 22 миллионов сомов материального ущерба.
Как установлено в ходе прокурорских проверок, на сегодняшний день на стадии строительства находятся 492 социальных объекта, находящихся в ведении Агентства. Из них 117 объектов строятся на протяжении долгого периода. Это: 83 школы, 12 детских садов, 7 объектов здравоохранения, 11 объектов культуры и спорта и 4 других объекта. Строительные работы на некоторых из этих объектов начались еще в 2000 году.
Об этом заявил начальник управления Генпрокуратуры М.Майтпасов на заседании Координационного совета руководителей правоохранительных, фискальных и иных государственных органов Кыргызской Республики, органов местного самоуправления по вопросам противодействия коррупции.
Если первоначальная сметная стоимость завершения строительства 492 социальных объектов, находящихся на стадии строительства, составляла 17 млрд 378 млн сомов, то на данный момент по предварительным расчетам, сметная стоимость завершения этих объектов составляет уже более 23 млрд сомов или необходимо дофинансирование в размере 5 млрд 873 млн сомов.
В деятельности агентства и его структурных подразделениях без учета требований Генплана в данной сфере, в интересах отдельных лиц имеет место устойчивая коррупционная схема незаконного выделения земельных участков под строительство различных капитальных объектов путем разработки строительных проектов, а также выдачи разрешительных документов отдельным строителям с нарушением требований строительных, пожарных, экологических и других норм.
Вместе с тем, по данным управления архитектурно-строительного контроля Госстроя, в настоящее время по республике имеется 78 самовольно возведенных объектов. В том числе: г. Бишкек. — 36, г. Ош. — 24, Джалал-Абадская область.-15, Чуйская обл. – 3. Основной их частью являются многоэтажные жилые дома.
При прокурорской проверке, установлено, что работникам Департамента государственной экспертизы в нарушение ст. 171 Трудового кодекса и без локального нормативно-правового акта, а также без согласия вышестоящего Госстроя было выплачено 11 млн 338 тысяч 549 сомов дополнительной заработной платы и 60 млн 638 тысяч 579 сомов премий.
Также при проверке заместитель директора Госстроя М.А. в период с 2020 по 2022 год путем принуждения должностных лиц Департамента, подконтрольного ему, используя свое должностное положение против интересов службы, незаконно получив денежные средства в размере 503 тысяч 727 сомов, кассир Департамента А.О. в целях покрытия денежных средств заполнил водителям ложные расходные кассовые ордера о получении топлива, чем нанес ущерб государству.
По данным фактам возбуждено уголовное дело, в настоящее время ведется следствие.
Органами прокуратуры на сегодняшний день возбуждены и расследуются уголовные дела коррупционного характера в отношении ответственных должностных лиц Департамента жилищно-гражданского строительства и его территориальных подразделений, а также подрядчиков.
К примеру, Управление строительства Чуйской области заключило с одной из строительных компаний в 2016 году договор на строительство школы в селе Западное Сокулукского района на 35 млн 788 тыс. 300 сомов, в период с 2016 по 2017 год по данному договору на счет подрядчика были зачислены денежные средства в виде аванса свыше 10 млн сомов без банковской гарантии, работы произведены только на 450 000 сомов или на 4,4% от перечисленных бюджетных ассигнований.
По итогам конкурса, проведенного в 2012 году Департаментом жилищно-гражданского строительства школы, строящейся в селе Военно-Антоновка Сокулукского района, со строительной компанией, предложившей 154 млн 218 тысяч 400 сомов (“С.- Т.”) несмотря на то, что авансовые платежи по заключенному договору ОсОО не установлены, Чуйским областным управлением капитального строительства (НКС) без банковской гарантии, в нарушение требований договора на счет данной компании предварительно перечислено 167 млн 321 тысячи 500 сомов бюджетных ассигнований, работа выполнена на 142 млн 5 тыс. сомов, не выполнены работы на сумму 25 млн 316 тысяч 500 сомов.
Так, в селе Кок-Кашат Таласского района в 2012 году Таласское областное управление капитального строительства заключило договор с одной из строительных компаний по проекту «строительство школы им.Огонбаева», в период с 2017 по 2020 год подрядчику было перечислено 31 млн 855 тысяч 700 сомов, из них работы не выполнены на сумму 10 млн 630 тысяч 400 сомов.
Кроме того, проведенными проверками было установлено, что 29 подрядных компаний имеют одновременно долги по нескольким объектам.
Начальник управления Генеральной прокуратуры отметил, что в деятельности органов местного самоуправления города Бишкек и «Бишкекглавархитектуры» не учитывается Генеральный план, широко распространена практика незаконного выделения муниципальных земельных участков в интересах отдельных лиц без обоснования технико-экономических показателей, разработка проектов его строительства под строительство капитальных объектов, исходя из интересов отдельных лиц.
Также М.Майтпасов добавил, что согласно Генеральному плану города Бишкек на период до 2025 года, территория вдоль реки «Аламедин» по ул. Каралаева обозначена как зеленые насаждения (зеленая зона), земли общего пользования. Несмотря на это, должностными лицами «Бишкекглавархитектуры » в интересах отдельных лиц были согласованы строительные проекты, по которым на вышеназванной территории строительство было полностью завершено.