Лидер партии «Социал-демократы» Темирлан Султанбеков обратился к властям Кыргызстана по поводу нарушений процедур при принятии соглашения по границам с Узбекистаном:
Уважаемое высшее политическое руководство, а также генеральный прокурор Кыргызской Республики!
10 октября поздно ночью было объявлено, что профильный комитет ЖК КР одобрил соглашения по границе с Узбекистаном. Заседание прошло с большим количеством нарушений положений законодательства, в связи чем требую признать незаконными итоги голосования на комитете. Даже если вы хотите отдать Кемпир-Абад, то делайте это в рамках закона, иначе последствия могут быть катастрофическими.
Председатель комитета по международным делам, обороне и безопасности ЖК КР
Ч.А. Айдарбеков заявил, что он проголосовал против, так как не имел возможности для ознакомления с материалами по вопросам границы, в то же время депутат-член комитета А.К. Мадумаров заявил о том, что не были предоставлены документы.Согласно 1 статьи Конституции Кыргызская Республика является правовым государством, а значит вся государственная деятельность должна быть подчинена закону.
Жогорку Кенеш осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями Закона «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», в дальнейшем при упоминании закона, будет иметься ввиду данный закон.
Согласно п.8 ратификация международного соглашения, а также п.9 решение по изменению государственной границы статьи 3 Закона КР реализуются посредством принятия законов.
Порядка 16 000 гектаров земли о которых говорил К.К. Ташиев являются спорными участками, а значит должны проходить, как закон о ратификации соглашения по делимитации границ.
В то же время порядка 5000 гектаров земли, находящихся под водой водохранилища никогда не были спорными территориями, а значит данные земли должны проходить в рамках отдельного закона об изменении государственной границы Кыргызской Республики.
Поэтому рассмотрение два этих вопроса в едином законе- грубое нарушение законодательных процедур.
Согласно статьи 9 закона ни соглашение по ратификации, ни вопросы по изменению госграниц не являются вопросами, подлежащими первоочередному рассмотрению
Жогорку Кенешем. Рассмотрение вопросов по кыргызско-узбекской границе нарушает также п.3 статьи 42 закона, так как в сессионных и ежемесячных планах работы ЖК КР отсутствуют рассмотренные 10 октября вопросы.П. 8 и 10 статьи 27 Закона не допускают рассмотрение комитетом парламента документов без заключений экспертной и лингвистической служб аппарата ЖК КР, а также законом предусматривается, что в срок не позднее трёх дней повестка заседания комитета публикуется на сайте ЖК КР, данные нормы закона были нарушены.
П.3 статьи 29 закона узаконивает решения комитета только в случае, если соответствующие подразделения Аппарата не позднее 3 дней до заседания комитета обеспечивают его членов материалами по вопросам повестки дня, данная норма была также нарушена.
Важнейшая часть закона, имеющая фундаментальное значение- статья 47 о внесении проекта закона и сопроводительных документах была полностью нарушена.
Отсутствие заключения о соответствии законопроекта основам национальной безопасности со стороны юридической службы нарушает статью 48 Закона.Статья 50 Закона, предусматривающая в обязательном порядке заключения с результатами правовой, правозащитной, экологической, антикоррупционной экспертиз также была нарушена.
Согласно п.2 статьи 67 при обсуждении вопросов ратификации международного соглашения комитет рассматривает: текст проекта международного договора, экспертизу Министерства юстиции о соответствии текста законодательству Кыргызской Республики, экспертизу Министерства финансов в части финансовых обязательств, вытекающих из проекта договора, документы согласования с органом, ведающим вопросами иностранных дел. Все эти важнейшие требования закона также были проигнорированы.
Статья 68 Закона, регламентирующая порядок ратификации международного договора также полностью нарушена, особенно губительно нарушение п.4 о необходимости заключения Конституционной палаты Верховного суда о конституционности международного договора.
К чему может привести ратификация соглашения в нарушение законодательства?
Во-первых, Узбекистан может в будущем, это может быть даже через 5 лет, или 50 лет, вновь захватить те 16000 гектаров земли, ссылаясь на нарушение процедур и не отдавать Кемпир-Абад.
Во-вторых, при смене власти в Кыргызстане, новая власть может сослаться на нарушение регламента, а соответственно незаконности подписанных и вступивших в силу соглашений, что может привести к военным конфликтам и неразберихе.
Поэтому крайне важно соблюдать требования законодательства, не спешить.
Властям всегда нужно помнить, что благими намерениями вымощена дорога в ад.
Понимаю, что власти и сейчас, как всегда хотят быстро и как попало все сделать, но сейчас это будет непростительно.Обращаю ваше внимание на то, что Таджикистан заявляет, что при советской власти три их участка без соблюдения всех законных процедур были переданы КР, на этом основании они с трибуны Генассамблеи ООН заявляют о территориальных претензиях.
Другой пример- одной из причин проведения референдума в Крыму в 2014 году Россия также называла незаконность передачи территорий в 1954 году, в связи с нарушением регламента.
Такое может повториться и в кыргызско-узбекских отношениях, если не соблюдать законодательство.