Дети из бедных семей получают наименьшую выгоду от государственного финансирования сферы образования. Об этом говорится в опубликованном во вторник докладе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). В документе содержится призыв к дополнительным – более справедливым – инвестициям, которые помогут обеспечить равные возможности в обучении для всех.
Вопиющее неравенство
В докладе «Реформа образования путем справедливого финансирования» отмечается, что на беднейший сегмент учащихся приходится в среднем лишь 16 процентов государственных ассигнований на образование, в то время как богатые получают 28 процентов. Среди стран с низким уровнем дохода картина еще более печальна: только 11 процентов государственного финансирования образования достается самым бедным учащимся, 42 – самым богатым.
«Многие системы образования по всему миру меньше всего инвестируют в тех детей, которые больше всего в этом нуждаются, – говорит Исполнительный директор ЮНИСЕФ Кэтрин Рассел. – При этом инвестиции в обучение детей из беднейших слоев населения – это наиболее эффективный способ обеспечить нормальное будущее для самих детей, сообществ и, в конечном итоге, целых стран. Настоящий прогресс возможен только в том случае, если мы будем инвестировать в каждого ребенка повсюду на Земле».
Выигрывают богатые
В докладе представлены данные о государственных расходах на дошкольное, начальное, среднее и высшее образование из 102 стран. Путем сравнения этих данных авторы исследования выяснили, что увеличение всего на один процентный пункт выделения государственных ресурсов на образование 20 процентов беднейших слоев населения может вывести 35 миллионов детей начального школьного возраста из бедности, связанной с их низким уровнем образования.
В докладе отмечается, что во всем мире государственные расходы на образование с большей вероятностью дойдут до учащихся из более состоятельных семей – как в странах с низким, так и со средним уровнем дохода.
Этот разрыв наиболее всего заметен среди стран с низким уровнем дохода. В некоторых случаях, приведенных в докладе, учащиеся из самых богатых домохозяйств получали более чем в шесть раз больший объем государственного финансирования образования по сравнению с самыми бедными. В странах со средним уровнем дохода, таких как Кот-д’Ивуар и Сенегал, самые богатые учащиеся получают примерно в четыре раза больше государственных средств на образование, чем самые бедные.
В государствах с высоким уровнем дохода разрыв меньше, но и там самые богатые учащиеся обычно получают в 1,1–1,6 раз больше государственных денег на образование, чем самые бедные. Наибольший дисбаланс в этой сфере наблюдается во Франции и Уругвае.
Низкая эффективность образования
Эксперты ЮНИСЕФ отмечают, что у детей, живущих в бедных семьях, не всегда есть возможность ходить в школу. Зачастую дети из числа бедняков раньше бросают учебу. Кроме того, они в меньшей степени представлены на более высоких уровнях образования. Чаще всего такие дети живут в отдаленных сельских районах.
Еще до пандемии COVID-19 многие системы образования во всем мире не обеспечивали детей всем необходимым: сотни миллионов учащихся посещали школу, но при этом не овладевали базовыми навыками чтения и математики. Недавние оценки показывают, что две трети всех 10-летних детей в мире не умеют читать.
Ключевым шагом на пути к преодолению кризиса обучения, по мнению авторов доклада ЮНИСЕФ, является обеспечение правительствами справедливого финансирования образовательных учреждений и расстановка приоритетов при распределении финансовых ресурсов. Это предполагает обеспечение государственного финансирования дошкольного и начального обучения для всех слоев населения, а также охват более высокими уровнями образования детей из бедных и маргинализированных семей.