Крупнейшие инвестиции директора рухнувшей криптовалютной биржи FTX нашли в Казахстане. Сможет ли прокуратура США добраться до казахстанского бизнесмена?

Казахстанский олигарх Рашит Махат оказался в поле зрения американской прокуратуры по делу о мошенничестве в крупном размере. На обстоятельства этого туманного дела на прошлой неделе пролили свет журналисты авторитетного американского издания The Wall Street Journal. Об этом пишет ulysmedia.kz.

Казахский след в американском деле

В опубликованной в WSJ статье под заголовком «Крупные инвестиции Сэма Бэнкмана-Фрида: добыча биткоинов в Казахстане» рассказывается о махинациях основателя и директора криптовалютной биржи FTX, в результате которых миллиарды долларов, полученные от инвесторов, канули в безвестность. Вернее, направление, где правоохранителям следует искать потерянные после краха криптобиржи FTX миллиарды, репортер WSJ Элиот Браун в своем материале указывает без намеков. И это, разумеется, Казахстан.

Журналиста удивило, что крупнейшие инвестиции Сэма Бэнкмана-Фрида были вложены в компанию по добыче биткойнов, базирующуюся в Казахстане.

    — В ноябре коллега Кейтлин Острофф получила электронную таблицу, в которой были перечислены все инвестиции в венчурный капитал и стартапы, сделанные Сэмом Бэнкманом-Фридом из FTX. И когда мы отсортировали их по сумме, лидером на сегодняшний день была компания, о которой я никогда не слышал. Она называлась Genesis Digital Assets.

Здесь уже впору удивиться нам, казахстанским коллегам Элиота Брауна. Ведь у нас Genesis Digital Assets имеет славу не только одной из крупнейших и старейших криптомайнинговых компаний в мире, но и репутацию IT-фирмы, продвигающей достижения казахстанских программистов на цифровом рынке.

Более того, представители этой компании не раз публично подчеркивали социальную ответственность и вклад в развитие казахстанской экономики. Так, например, в конце января 2022 года сооснователь и CEO Genesis Digital Assets Марко Стренг во всеуслышание заявил о желании пожертвовать 300 млн тенге в общественный фонд «Қазақстан халқына».

    — В числе ценностей компании — ответственное и осознанное отношение к той стране, где мы работаем и развиваем свой бизнес. Поэтому мы решили, что, несмотря на то, что Genesis Digital Assets — это иностранная компания, мы обязаны поддержать казахстанское общество в этот непростой для страны период, — объяснил он этот широкий жест.

А также не преминул распиарить деятельность фирмы.

    — Как социально ответственная международная компания, Genesis Digital Assets уделяет большое внимание вопросам устойчивого развития в регионах присутствия. Компанией было создано порядка 300 новых рабочих мест в регионах Казахстана. Усилиями команды GDA были обеспечены благоприятные условия для функционирования экосистемы локальных компаний, созданных молодыми специалистами из Казахстана.

Между тем, за громкими словами скрыть факт «казахстанского присутствия» в международной компании Марко Стренгу не удалось. Казахстанцы прекрасно понимали, что не «отметиться» в фонде «Қазақстан халқына» Genesis Digital Assets просто не мог. По той простой причине, что в учредителях компании значился известный бизнесмен Рашит Махат — бывший член совета директоров Кселл, Каспи банк и др.

280 мегаватт дешево

Но вернемся к WSJ и его расследованию криминальной деятельности Сэма Бэнкмана-Фрида и его партнеров Казахстане. По данным издания, в 2017 году, когда рынок криптовалюты показывал стабильный рост, Бэнкман-Фрид приехал в Казахстан, где впервые встретился с представителями Genesis Digital Assets.

    — Компания была основана в 2017 году тремя казахстанскими предпринимателями и двумя немецкими биткойн-майнерами, тезками, носящими имя Марко, — пишет The Wall Street Journal.

Как утверждает газета, в 2017 году индустрия майнинга в Казахстане показывала перспективные темпы роста, но в соседнем Китае базировалось «сердце» отрасли, и потому Бэнкман-Фрид изначально не делал ставку на Genesis Digital Assets. Но в мае 2021 года после того, как Китай ввел запрет на добычу криптовалюты, Казахстан в одну ночь стал второй по величине площадкой для майнеров крипты в мире. Сложившаяся ситуация резко изменила отношение зарубежных инвесторов.

К тому времени прозорливый основатель криптобиржи FTX уже успел побывать в Казахстане и даже встретиться с президентом Касым-Жомартом Токаевым. И хотя тот, как утверждает The Wall Street Journal, скептически отнёсся к грандиозным планам американского бизнесмена по расширению отрасли майнинга в Казахстане, местные партнеры Бэнкман-Фрид, в том числе Рашит Махат, продолжали качать виртуальную валюту, истощая и без того дышащую на ладан энергосистему страны.

    — В Казахстане сумма, на которую они (Genesis Digital Assets – авт.) в конечном итоге были сертифицированы правительством, составила 280 мегаватт, — утверждает репортер WSJ.

   — Для сравнения, в США этой энергии хватит на сто тысяч домов. И именно столько энергии было разрешено потреблять в Казахстане Genesis.

Американское издание сообщает, что в середине 2021 года, когда цена биткоина стала взлетать, Сэм Бэнкман-Фрид перевел в Genesis Digital Assets около 100 миллионов долларов из компании Alameda Research, которая, по сути, являлась его хедж-фондом. И это было только начало «сумасшедших инвестиций». В октябре 2021 года Бэнкман-Фрид вошел в совет директоров Genesis.

Покупка акций… без продажи

А далее случилось событие, впоследствии заинтересовавшее американских правоохранителей.

    — Он (Сэм Бэнкман-Фрид – авт.) вкладывает около 550 миллионов долларов в покупку акций компании. Это не только огромная сумма для стартапа, но едва ли не самая крупная индивидуальная инвестиция в крипто-стартап со стороны частного лица или хедж-фонда за всю историю, — утверждает журналист Элиот Браун.

    — В общей сложности Бэнкман-Фрид инвестировал 1,1 миллиарда долларов в Genesis Digital через Alameda.

Так вот, что удивительно. «Продав» акции Genesis Digital Assets Сэму Бэнкману-Фриду, казахстанские учредители, в частности, Рашит Махат, каким-то неведомым образом сохранили за собой свои пакеты акций. Чудеса, да и только.

    — В июле прошлого года правительство Казахстана ввело налог на энергию, используемую для крипто-майнинга, сократив прибыль компании. Примерно в то же время отрасль столкнулась с другой угрозой. Падение цены биткоина. Заявки на ценные бумаги от одного инвестора показали, как это повлияло на ценность Genesis Digital. Они (владельцы компании – авт.) сообщили, что стоимость их собственных акций в Genesis Digital упала на 59% с момента своего пика…, — сообщает своим читателям The Wall Street Journal.

В ноябре 2022 года биржа FTX рухнула. По данным американского издания, «инвесторы в Genesis Digital оказали давление на Бэнкмана-Фрида, чтобы он ушел из правления. FTX находится в состоянии банкротства после потери 8 миллиардов долларов денег клиентов, теперь компания хочет продать активы, чтобы расплатиться с этими клиентами и кредиторами. Активы, такие как Genesis Digital, как и вся индустрия, находятся в плачевном состоянии».

11 ноября 2022 года FTX объявлена банкротом. 12 декабря 2022 года Сэм Бэнкман-Фрид был арестован на Багамах по запросу прокуратуры США. Владельцу обанкротившейся крипто-биржи Комиссия по ценным бумагам и биржам предъявила обвинение в «организации схемы по обману инвесторов» Бэнкману-Фриду грозит до 115 лет тюрьмы, если его признают виновным по всем восьми пунктам обвинения.

    — Инвесторы FTX сейчас надеются вернуть хотя бы часть своих денег из 1,1 миллиарда цифровых активов. FTX и Alameda, а также другие компании Сэма Бэнкмана-Фрида вложили в стартапы и венчурные предприятия около пяти миллиардов долларов. Из этих пяти миллиардов Genesis составил 20 %, — говорится в статье.

По информации инсайдеров, сейчас американские прокуроры разыскивают Рашита Махата, чтобы задать ему ряд вопросов, но место нахождения олигарха неизвестно.

А «жертва» – кто?

Для казахстанцев фигура Рашита Махата покрыта ореолом таинственности. Брутальный 46-летний олигарх, вице-президент федерации таеквондо, отец пятерых детей, владеющий тремя языками и получивший престижное образование в Лондонской школе бизнеса, практически никогда не «светился» в прессе. Единственное интервью он дал изданию «Orda.kz» после того, как стало известно о задержании журналиста Махамбета Абжана и о том, что его обвиняют в вымогательстве по заявлению, которое написал в правоохранительные органы Рашит Махат. Именно он, по его утверждению, стал жертвой корысти Абжана.

 

Тем не менее, на прямой вопрос журналиста о том, за умалчивание каких фактов Абжан потребовал раскошелиться на 50 миллионов тенге, бизнесмен так и не ответил.

Уклонился он и от расспросов о его связях с племянником Нурсултана Назарбаева Кайратом Сатыбалды.

    — То, что он писал, вредило моей репутации, вредило моей международной компании, и все эти публикации имели клеветнический характер. Писал, что компания якобы меняла собственников, собственники были другие, и вещи, которых никогда не было… Абжан писал, что среди владельцев – племянник нынешнего президента, предыдущего президента. Это домыслы, какие-то ложные факты. Чем больше лжи, тем больше хайпа, — сказал тогда Рашит Махат.

Теперь же, в свете расследования американских правоохранительных органов в отношении его компаньона Сэма Бэнкмана-Фрида и обвинении его в мошенничестве, возникает ещё больше вопросов к Рашиту Махату по выдвинутому им обвинению в вымогательстве в адрес Абжана. На них мог бы дать ответ сам Абжан, но судебное заседание проводится в закрытом режиме.

Узнаем ли мы правду? Возможно. Но это во многом будет зависеть от того, удастся ли американским прокурорам допросить таинственного казахстанского олигарха.