Механизмы уже заменили священнослужителей в некоторых храмах. Антрополог Холли Уолтерз рассказывает о том, что то же самое может произойти и с прихожанами. Её мнение опубликовало издание «Идеономика»:
Развитие искусственного интеллекта и автоматизации тревожит не только преподавателей и художников. Роботы принимают участие в самых священных ритуалах , и не все верующие этому рады.
В 2017 году технологическая компания в Индии представила роботизированную руку для совершения ритуала «арати», в котором верующий подносит божеству масляную лампу, символизирующую избавление от тьмы. Этот робот был представлен на фестивале Ганапати, ежегодном собрании миллионов людей в Пуне в центральной Индии, во время которого процессия выносит и погружает в воду, в месте слияния рек Мула и Мутха, изображение Ганеши, бога с головой слона.
С тех пор эта роботизированная рука для арати послужила источником вдохновения для создания других прототипов, и некоторые из них продолжают регулярно проводить этот ритуал по всей Индии и сегодня, наряду с множеством других религиозных роботов по всей Восточной и Южной Азии. В Керале, на южном побережье Индии, в роботизированном религиозном ритуале используется храмовый слон-аниматроник.
Подобное использование роботов в религиозных целях привело к жарким спорам. Некоторые верующие и священники считают это новым горизонтом инноваций, который приведет к улучшению общества, в то время как другие беспокоятся, что использование роботов для замены человека в служении — это дурное предзнаменование.
Однако как антрополог, специализирующийся на религии, я уделяю меньше внимания теологии робототехники и больше тому, что на самом деле говорят и делают люди, когда речь заходит об их духовной практике. Моя нынешняя работа по изучению роботов религиозного назначения в основном сосредоточена на понятии «божественных персонифицированных объектов», когда неодушевленные вещи рассматриваются как имеющие живую, сознательную сущность.
Я также изучаю проблему обеспокоенности верующих по поводу того, что автоматы, выполняющие ритуалы, заменяют людей.
Ничто не ново
Автоматизация ритуалов, или, по крайней мере, идея роботизации духовной практики, не нова в религиях Южной Азии.
Исторически этот спектр обширен: от специальных сосудов, из которых непрерывно капает вода для ритуала омовения, который индуисты регулярно проводят для статуй своих божеств, до буддийских молитвенных барабанов, приводимых в движение ветром, которые часто можно увидеть в студиях йоги и специализированных магазинах.
В современных версиях молитвенные ритуалы могут выглядеть как приложение для смартфона, где воспроизводятся мантры без необходимости в каком-либо молитвенном объекте, таком как мала или четки. Тем не менее новые версии роботов вызывают множество разногласий.
Специалист по санскриту и литературный критик Танешвар Сармах утверждает, что первые упоминания о роботах в индуизме встречаются в легенде о царе Ману. Его мать Саранью, дочь великого зодчего, создала ожившую статую, которая могла идеально выполнять за нее все домашние дела и ритуальные обязанности.
Фольклорист Адриенн Мэйор также отмечает, что прародителями современных религиозных роботов можно считать механизмы из индуистских легенд, такие как механические боевые колесницы индуистского бога-творца Вишвакармана. Кстати, иногда эти легенды трактуют как доказательство того, что именно в Древней Индии было изобретено все на свете: от космических кораблей до боевых ракет.
Современность или традиции?
Однако современное использование искусственного интеллекта и робототехники в религиозной практике вызывает у индуистов и буддистов опасения: к какому будущему это может привести. В некоторых случаях споры ведутся о том, возвещает ли использование роботов в религиозных целях переход человечества в светлое, новое, технологическое будущее или это просто свидетельство грядущего апокалипсиса.
В других примерах есть опасения, что распространение роботов может привести к тому, что все большее число людей оставит духовные практики, поскольку храмы станут больше полагаться на автоматизированное осуществление нужных обрядов, чем на то, что богам будут поклоняться верующие и священнослужители. Некоторые из этих опасений связаны с тем, что во многих религиях, как в Южной Азии, так и во всем мире, за последние несколько десятилетий значительно сократилось число молодых людей, готовых посвятить свою жизнь духовному образованию и служению. Помимо этого, верующие расселены по всему миру, поэтому священнослужители или «пандиты» часто служат все более малочисленным общинам.
Увеличение числа религиозных роботов решает проблему нехватки священнослужителей, но люди все равно сомневаются, принесет ли пользу автоматизация ритуалов. Наряду с другими опасениями, люди задаются вопросом об использовании роботов для воплощения и персонификации божественного, поскольку эти статуи программируются людьми и, следовательно, отражают религиозные взгляды их инженеров.
Безупречное исполнение
Ученые нередко отмечают, что все эти опасения отражают одну тему — скрытую тревогу о том, что роботы в каком-то смысле лучше поклоняются богам, чем люди. Тема также поднимает внутренние противоречия о смысле жизни и нашем месте во Вселенной.
Для людей, исповедующих индуизм и буддизм, распространение автоматизированных ритуалов особенно опасно, поскольку в этих традициях особое значение придается правильному этическому и литургическому поведению, что религиоведы называют ортопраксией, а не вере законам бога. Другими словами, совершенствование того, что вы делаете в рамках своей религиозной практики, считается более важным для духовного развития, чем то, во что вы лично верите.
Это также означает, что ритуальные действия, совершаемые с помощью роботов более совершенны, чем служение людей, в котором могут быть ошибки. Короче говоря, роботы могут служить вашей религии лучше вас, поскольку в отличие от людей, они духовно чисты.
Это не только превращает роботов в подходящую замену священнослужителям, число которых все сокращается, но и объясняет их распространение в повседневной жизни. Люди используют автоматы и могут не беспокоиться о том, что робот может ошибиться. Кроме того, если ваши возможности для совершения ритуала ограничены, то робот — это лучше, чем ничего.
Роботы спасения
Обращение к роботам для возрождения религии может показаться футуристическим, но оно в значительной степени относится к настоящему. Технологическая изобретательность используется для преодоления человеческих слабостей, потому что роботы не устают, не забывают, что они должны сказать, не засыпают и не уходят из традиции. То, что лежит за пределами человеческих возможностей — непрерывное и безупречное исполнение ритуалов — создает связь с идеей совершенствования религиозной жизни.
Современная робототехника может показаться особым культурным парадоксом, когда лучшая религиозная жизнь — это та, в которой в конечном итоге вообще нет людей. Но в этой круговерти, когда люди создают роботов, роботы становятся богами, а боги представляются более очеловеченными, мы лишь в очередной раз можем заново переосмыслить самих себя.