Первый ребенок в Великобритании, созданный с использованием ДНК трех человек, родился после того, как врачи провели новаторскую процедуру ЭКО, направленную на предотвращение наследования детьми неизлечимых заболеваний. Об этом сообщает The Guardian.
Этот метод, известный как лечение митохондриального донорства (MDT), использует ткани из яйцеклеток здоровых женщин-доноров для создания эмбрионов ЭКО, свободных от вредных мутаций, которые несут их матери и которые, вероятно, передадутся их детям.
Поскольку эмбрионы объединяют сперму и яйцеклетку от биологических родителей с крошечными структурами, похожими на батареи, называемыми митохондриями, из донорской яйцеклетки, получившийся ребенок, как обычно, имеет ДНК матери и отца, а также небольшое количество генетического материала — около 37 генов — от донор.
Процесс привел к фразе «дети от трех родителей», хотя более 99,8% ДНК младенцев происходит от матери и отца.
Исследование МДТ, которое также известно как митохондриальная заместительная терапия (МЗТ), было впервые проведено в Великобритании врачами Центра лечения бесплодия в Ньюкасле. Работа была направлена на то, чтобы помочь женщинам с мутировавшими митохондриями иметь детей без риска передачи генетических нарушений. Люди наследуют все свои митохондрии от матери, поэтому вредные мутации в «батарейках» могут затронуть всех детей женщины.
Для пострадавших женщин естественное зачатие часто представляет собой авантюру. Некоторые дети могут родиться здоровыми, потому что они наследуют лишь небольшую часть мутировавших митохондрий. Но другие могут унаследовать гораздо больше и заболеть тяжелыми, прогрессирующими и часто смертельными заболеваниями. Примерно один из 6000 детей страдает митохондриальными нарушениями.
Большая часть генов человека свернута спиралью в ядре почти каждой клетки тела. Но вокруг каждого ядра разбросаны тысячи митохондрий со своими генами. При правильном функционировании митохондрии обеспечивают жизненную энергию клеткам, из которых состоят наши органы. Мутации, повреждающие митохондрии, чаще всего поражают энергоемкие ткани: мозг, сердце, мышцы и печень. Они могут неуклонно ухудшаться по мере роста больного ребенка.
Прогресс с MDT привел к тому, что парламент в 2015 году изменил закон , чтобы разрешить эту процедуру. Двумя годами позже клиника в Ньюкасле стала первым и единственным национальным центром , имеющим лицензию на его выполнение, причем первые случаи были одобрены в 2018 году. Утверждение дается в каждом конкретном случае Управлением по оплодотворению человека и эмбриологии Великобритании (HFEA). который дал зеленый свет как минимум 30 делам.
Врачи клиники в Ньюкасле не обнародовали подробности о рождении детей в рамках программы MDT из-за опасений, что конкретная информация может поставить под угрозу конфиденциальность пациентов. Но в ответ на запрос Guardian о свободе информации HFEA подтвердил, что небольшое количество детей родилось в Великобритании после MDT.
Регулирующий орган заявил, что число рождений было «менее пяти», а не назвал точную цифру, потому что это «может привести к идентификации человека, перед которым HFEA обязан соблюдать конфиденциальность». Это число было точным по состоянию на конец апреля 2023 года, говорится в сообщении. Других подробностей о рождении не сообщается.
Программа лечения была существенно задержана из-за пандемии, которая, как понимает The Guardian, удержала некоторых доноров от выступления и пострадавших пар, надеющихся продолжить терапию.
Ньюкаслский процесс состоит из нескольких этапов. Во-первых, сперма отца используется для оплодотворения яйцеклеток больной матери и здоровой женщины-донора. Затем ядерный генетический материал из донорской яйцеклетки удаляется и заменяется материалом из оплодотворенной яйцеклетки пары. Полученная яйцеклетка имеет полный набор хромосом от обоих родителей, но несет здоровые митохондрии донора вместо дефектных митохондрий матери. Затем его имплантируют в матку.
Процедура не лишена рисков. Недавние исследования показали, что в некоторых случаях крошечное количество аномальных митохондрий, которые неизбежно переносятся из яйцеклетки матери в яйцеклетку донора, могут размножаться, когда ребенок находится в утробе матери. Так называемая реверсия или реверсия могла привести к заболеванию у ребенка. «Причина, по которой реверсия наблюдается в клетках одних детей, рожденных после процедур МРТ, но не наблюдается у других, до конца не понятна», — сказал Даган Уэллс, профессор репродуктивной генетики Оксфордского университета, принимавший участие в исследовании.
Женщины с митохондриальными мутациями могут избежать передачи заболеваний, удочерив или сделав ЭКО с донорской яйцеклеткой. Или, чтобы иметь генетически родственных детей, больные женщины могут пройти скрининг своих эмбрионов ЭКО на наличие митохондриальных мутаций. Хотя во многих случаях это эффективно, это снижает риск, а не устраняет его полностью, и это не может помочь, когда все эмбрионы, производимые женщиной, имеют сильно мутированные митохондрии.
Великобритания — не первая страна, создавшая детей из МДТ. В 2016 году врач из США объявил о первом в мире рождении MDT после лечения женщины из Иордании, у которой были митохондриальные мутации, вызывающие смертельное состояние, называемое синдромом Ли. До лечения, проведенного в Мексике, у женщины было четыре выкидыша и двое детей. Один умер в возрасте шести лет, другой прожил всего восемь месяцев.
«До сих пор клинический опыт МРТ был обнадеживающим, но количество зарегистрированных случаев слишком мало, чтобы делать какие-либо окончательные выводы о безопасности или эффективности», — сказал Уэллс. «Длительное наблюдение за рожденными детьми имеет важное значение. Стадия развития, когда происходит реверсия, неясна, но, вероятно, это происходит на очень ранней стадии. Это означает, что пренатальное тестирование, проведенное примерно на 12 неделе беременности, вполне может помочь определить, произошло ли обратное развитие».
Сара Норкросс, директор Pet, благотворительной организации, которая улучшает выбор для людей, страдающих бесплодием и генетическими заболеваниями, сказала, что важно, чтобы технология использовалась «взвешенным и тщательно регулируемым образом» во время ее оценки. «Также очень важно, чтобы мы уважали частную жизнь детей с донорскими митохондриями и их родителей, не в последнюю очередь потому, что у этих родителей, вероятно, был предыдущий опыт болезни и тяжелой утраты в их семье», — добавила она.
Питер Томпсон, исполнительный директор HFEA, сказал: «MDT предлагает семьям с тяжелыми наследственными митохондриальными заболеваниями возможность рождения здорового ребенка. Великобритания была первой страной в мире, которая разрешила MDT в рамках нормативно-правовой базы… Это еще первые дни для MDT, и HFEA продолжает рассматривать клинические и научные разработки».