ОЮЛ “Молочное объединение Кыргызстана” просит президента КР наложить вето на законопроект “О регулировании закупочных цен на молоко”, который принят парламентом страны. Ниже текст обращения:
Настоящим Объединение юридических лиц «Молочное объединение Кыргызстана» (далее — ОЮЛ «МОК») выражает Вам глубокое уважение и обращается со следующим.
ОЮЛ «МОК» — это объединение, консолидирующее всех участников рынка молока и молочных продуктов нашей республики, объединяя перерабатывающие предприятия, заготовителей молока и лидирующих фермеров со всех регионов, ОЮЛ «МОК» является локомотивом, способствующим решению актуальных проблем молочной отрасли как в законодательной, рыночной, потребительской так и в международных сферах.
В 2022 году в Кыргызстане было произведено 1,7 млрд тонн молока благодаря усилиям 130 тысячи фермеров. Однако только около 1,1 млрд тонн молока было переработано 50 предприятиями по переработке молока и молочной продукции в Кыргызстане.
За 2022 год объем импорта молока и молочной продукции в натуральном выражении составил 9,7 тыс. тонн, что эквивалентно 23 тыс. тоннам молока. Относительно производимой молочной продукции в Кыргызстане, это составляет 2%. В то же время, экспорт молока и молочной продукции в натуральном выражении составил 30 тыс. тонн, что эквивалентно 149 тыс. тоннам молока. Относительно производимой молочной продукции в Кыргызстане, это составляет 13%. Таким образом, с учетом импорта и экспорта, потребление молока в Кыргызстане в молочном эквиваленте составляет 974 тыс. тонн.
Кыргызстан осуществляет торговлю молочной продукцией с такими странами, как Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Армения. Это приводит к тесной ценовой конкуренции между предприятиями этих стран. Если закупочная цена на сырое молоко снижается в Беларуси, она немедленно отражается на закупочной цене в Кыргызстане. Примером может служить резкое падение цен на говяжий жир в Беларуси, которое привело к снижению цен на конечную белорусскую молочную продукцию.
В результате этого снижения цен на молочном рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС), цены на молочную продукцию в Кыргызстане также снизились, о чем свидетельствует АРВ Законопроекта “О регулировании закупочных цен на молоко”.
Наихудшим последствием от данного снижения, стало прекращение деятельности предприятия по переработке молока и молочной продукции ОсОО “Компания МолПродукт”.
Закупочные цены на молоко на рынке ЕАЭС колеблются от 18 до 30 сомов в зависимости от качества молока. В случае с Беларусью закупочные цены на сырое молоко регулируются, благодаря государственным субсидиям, выделяемым для предприятий по переработке молока. В случае с Кыргызстаном, в стране производят сырое молоко около 130 тыс. хозяйств, из них 97% не могут обеспечить логистику сырого молока до предприятий, по причине нерентабельности такой реализации.
Если привести подсчет, то за год в нашей стране перерабатывается 1,1 млрд литров молока, в среднем за сутки 90 тыс. тонн сырого молока, чтобы увеличить на один сом цену сырого молока во всем Кыргызстане, потребуется 90 млн. сом в месяц, за год данная цифра будет равняться к 1,08 млрд. сомам.
По этой причине, в случае обсуждения субсидий потребуется рассматривать увеличение цены на сырое молоко не менее пяти сом, чтобы субсидии могли повлиять на развитие экономики фермера и стабильной работы предприятий по переработке молока и молочной продукции. Исходя из этого при рассмотрении субсидирования молочного сектора, сумма должна быть не менее 5 млрд. сом за год.
Отметим, что подписание Президентом КР законопроекта “О регулировании закупочных цен на молоко”, повлечет за собой ряд значительных проблем для молочного сектора нашей страны, то есть:
1. Увеличение цен на конечную продукцию. Подчеркиваем, что до сегодняшнего дня отечественные потребители, и так поднимают вопрос о дороговизне необходимой в рационе для граждан страны, молочной продукции на полках в торговых сетях.
2. Прекращение деятельности основных предприятий по переработке молока и молочной продукции, которые закупают более 40% сырого молока в Кыргызстане. Причиной данной проблемы, является, экспортоориентированность отечественных предприятий. Реализация молочной продукции, станет неосуществимой из-за ценовой конкуренции на рынке ЕАЭС.
3. Прекращение деятельности предприятий работающих на внутреннем рынке. Импортная продукция молочной продукции ввозимая в Кыргызскую Республику из Республики Беларусь, получит возможность предложить более конкурентоспособные цены. Впоследствии чего, процесс реализации молочной продукции на внутреннем рынке осложнится.
4. Безработица и уменьшение поступлений налогов в государственный бюджет. Переработка оставшейся части сырого молока на рынке в размере 40% неосуществима, по причине нехватки перерабатывающих мощностей молочных предприятий. То есть, ⅓ фермеров производящие сырое молоко не смогут реализовать свою продукцию, что впоследствии приведет к массовому забою скота и безработице.
Для сведения, отмечаем, что за 2022 г. предприятия по производству молочной продукции внесли в государственный бюджет 1,5 млрд. сомов, к сожалению данная цифра уменьшится на 600 млн. сомов, в случае вступления в силу вышеуказанного закона.
Также стоит отметить, что указанный законопроект с фиксированной ценой на сырое молоко вызывает серьезные опасения и вопросы относительно его реализации. Внедрение фиксированной цены может привести к различным юридическим проблемам и коллизиям в молочном секторе, требующим вмешательства депутатов и других государственных органов для их разрешения, а также потребует от депутатов принимать решения для каждого товара, что не соответствует принципам эффективного законотворчества.
Кроме того, существует риск возникновения монополии на рынке, что может привести к снижению качества молочной продукции и деградации племенной базы Кыргызстана.
ОЮЛ «МОК» поддерживает стремление депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики к обеспечению стабильности и справедливости цен на рынке.