Вопрос о возвращении богатств, годами вытягиваемых из страны олигархами, волнует казахстанцев уже много лет. После январских событий реализация идеи возврата активов стала реальной, но власть не спешит наказать олигархов, пишет «Жас Алаш».
СМИ предлагает рассмотреть сущность принятого парламентом закона, который подписал президент Токаев.
В законе нет ни слова о вопросе приватизации государственного имущества, что стало причиной начала коррупции в Казахстане. А капитал разве не должен быть приватизирован? Сам же законопроект проходил через руки причастных к преступлениям мирового масштаба, то есть мы просто наблюдаем за шоу «борьба с коррупцией». В связи с чем и страдают «обычные» продажные люди, не имеющие «крыши» или лишившиеся ее в свое время.
Суд над теми, кто незаконно вывозил капитал в зарубежные страны, ведется в порядке гражданского судопроизводства. Что-то вроде конфликта между двумя бизнесменами из-за деловых разногласий. То есть для тех, кто разработал и принял этот закон, разграбление страны не является преступлением. Никаких следственных действий не предусмотрено. Если это так, то настоящие клептократы не будут привлечены к ответственности.
Поэтому указ президента о разработке такого закона и возвращении похищенных активов, как и его поручение правительству, выполняться не будут. При этом четко не указано, кто был руководителем столь беспощадного разграбления страны и что послужило тому причиной. Не делай того, что надо скрывать, гласит пословица. Имя главного виновника назвать некому, поэтому закон пользы не принесет.
В рамках закона будут также рассматривать законность приобретения активов. А найти незаконно нажитый капитал будет нелегко. Потому что на эти деньги все олигархи уже подготовили законодательные документы. Например, некий финансовый воротила заявит, что у него имеются документы из банка о выдаче кредита, и выйдет таким образом сухим из воды. При этом по закону, никто из богачей в нашей стране не преследуется, он касается лишь государственных служащих. В итоге народ остался в дураках. Основной упор был сделан на государственных служащих высокого ранга, которые могли вывести из страны более 13 миллионов МРП (100 млн долларов США). Для некоторых эта сумма ничего не значит. Зато простой казахстанец даже не может вообразить себе такие цифры.
Одним словом, мера по возвращению незаконных активов и отмыванию денег провалилась. Возникает много противоречий. Потому что мы не видим здесь интересов страны. Украденное уже не вернуть. Интересно, что осенью власти внесли изменения и дополнения в закон и указали, что все же рассмотрят замечания, высказанные общественностью. Так почему сразу не сделали полноценный закон? Почему кража богатств страны изначальна не была признана преступным деянием?
Исходя из всего, можно предположить, что авторами законопроекта являются сами олигархи.
В своем обращении к главному прокурору страны депутат мажилиса Ермурат Бапи требовал расследовать дела в отношении близкого окружения Нурсултана Назарбаева. В частности, как муж Дариги Назарбаевой Кайрат Шарипбаев, будучи главой национальной компании «КазТрансГаз», продавал топливо, каким образом компания «Транселеком» была передана внуку первого президента Нурали Алиеву, а также почему было закрыто уголовное дело против зятя Ахметжана Есимова – Галымжана Есенова. По словам Бапи, действия вышеуказанных лиц и используемые ими схемы привели к многомиллиардным убыткам.
Учитывая, что экс-президент является конечным бенефициаром гигантских производственных мощностей страны, основных предприятий в сфере энергетики, мы понимаем, что закон не направлен на возвращение богатства в страну. Недавно Генпрокуратура объявила о возврате 750 миллиардов долларов. Но откуда пришли эти деньги и кем были украдены, неизвестно, информация закрыта. Доверять такое важное дело прокуратуре – значит лишить страну надежды. Потому что мы знаем, что этот орган много раз оправдывал некоторых коррупционеров, спасал их от иностранных следственных органов, заявляя, что они не совершали никакого преступления.
Если верить организации Tax Justice Network, за 25 лет из Казахстана в иностранные офшоры было переведено примерно 140-160 миллиардов долларов. Есть те, кто утверждает, что сумма может быть намного больше. Между прочим в ряде стран Европы есть закон, который дает право приватизировать незаконно нажитое богатство, даже если это ничем не доказано. К примеру, некоторые олигархи могут спокойно обойти закон, вкладывая деньги в недвижимость или бизнес.
Где список из 162 человек, которым принадлежит половина богатств страны, о чем сказал президент Токаев? Почему бы не обнародовать то, что они украли? Например, общественный фонд Transparency International Kazakhstan заявляет, что информация об обществах с ограниченной ответственностью закрыта. По данным фонда, такая ситуация позволяет экс-президенту и его приближенным беспрепятственно покинуть страну. Если мы хотим создать открытое и справедливое государство, как провозгласило само правительство, то необходимо задуматься над вышесказанным.
Но кто знает, возможно, мы с вами когда-нибудь добьемся справедливости. Остается верить и надеяться… Без надежды — что без одежды: и в теплую погоду замерзнешь.
Президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон о возврате государству незаконно приобретенных активов, передает Tengrinews.kz.
«Главой государства подписан закон Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов». Текст закона публикуется в печати», — говорится на сайте Акорды.
Сопутствующими Президент подписал законы:
«О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон «О прокуратуре»;
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам возврата государству незаконно приобретенных активов»;
«О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях»;
«О внесении дополнения в Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)».
Закон вводится в действие по истечении 10 дней после опубликования, за исключением положений, касающихся прав и обязанностей граждан, которые в соответствии с общими требованиями по введению в действие таких законов вводятся в действие по истечении 60 дней после публикации.
В пресс-службе Акорды пояснили, что в соответствии с нормами закона механизмы возврата будут применяться к субъектам крупной коррупции и олигопольных групп, сросшихся с лицами, имеющими административно-властные ресурсы (связи, влияние).
Закон распространяется на субъектов, которые являются (являлись) лицами, занимающими ответственную государственную должность, должности в государственных юридических лицах, субъектах квазигосударственного сектора, а также аффилированных с указанными лицами субъектов.
В дополнение с указанными критериями для применения положений закона лица должны иметь в совокупности активы на сумму свыше установленного законом порога – 13 миллионов МРП (44 миллиарда 850 миллионов тенге, или порядка 100 миллионов долларов).
Работу по возврату активов будет осуществлять уполномоченный орган по возврату активов, который на основании информации государственных органов и других не запрещенных законодательством источников будет проводить мониторинг и анализ информации.
В ходе мониторинга и анализа будет определяться круг лиц, вовлеченных в схему незаконного вывода активов, круг аффилированных с ними лиц, совокупный размер активов, признаки и обстоятельства незаконного приобретения активов, их вывода за пределы страны и иные сведения.
По итогам анализа, если у уполномоченного органа возникнут обоснованные сомнения в законности приобретенных активов, он будет вносить в Комиссию по возврату активов (формируется премьер-министром из депутатов Парламента, общественных деятелей, членов правительства, первых руководителей госорганов и иных лиц) предложения о включении таких субъектов и их аффилированных лиц в соответствующий Реестр.
Законом четко определены критерии, при наличии которых у уполномоченного органа будут возникать основания для сомнений. Это несоответствие стоимости активов размеру законных доходов либо иных источников покрытия расходов на приобретение активов, приобретение лицом либо его аффилированными лицами активов свыше установленного порога и другие установленные законом основания.
Комиссия принимает решение о включении лиц в Реестр, а также с учетом социальной, политической и экономической стабильности принимает решение о дальнейших мерах по возврату активов, а также вырабатывает рекомендации по активам градообразующих предприятий.
В случае включения комиссией лиц в Реестр уполномоченный орган уведомляет их об этом и с этого момента лица могут сдать декларацию об активах с подтверждением законности приобретения активов (в течение месяца либо в течение трех месяцев – в случае необходимости более длительного срока для сбора и подготовки документов).
В декларации субъекты должны указать доходы, активы, доли участия в уставном капитале юридического лица, займы в Казахстане и за рубежом, иные сведения о происхождении активов.
Если лицо не сможет подтвердить законность приобретения активов, то такие активы признаются активами необъяснимого происхождения.
При возникновении риска вывода актива из страны или его отчуждения уполномоченный орган будет обращаться в суд с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер.
Возврат незаконно приобретенных активов может осуществляться в добровольном порядке либо в принудительном на основании судебных актов Республики, иностранных государств или решений компетентных органов иностранных государств.
Что ждет казахстанцев, отказавшихся добровольно вернуть незаконные активы
Условия могут предусматривать выплату денег, передачу части или всех активов государству, возмещение государству сумм недополученных налогов, причиненного ущерба, сумм полученных лицом сверхдоходов за общий период владения активами, но не менее причиненного государству ущерба и другие условия.
Принудительный возврат активов осуществляется путем обращения уполномоченного органа в суд на общих основаниях по правилам гражданского процессуального законодательства.
Законом предусмотрены механизмы защиты добросовестных приобретателей.
Поступившие в пользу государства активы будут передаваться в Специальный государственный фонд, который представляет из себя контрольный счет наличности в Министерстве финансов. Средства со Специального государственного фонда будут направляться для финансирования социальных, экономических проектов.
Учитывая, что активы могут находиться за рубежом, законом предусмотрены механизмы международного правового сотрудничества для обеспечения исполнения решений судов, обмена информацией и иного правового взаимодействия.
Уполномоченный орган ежегодно будет готовить информацию по противодействию незаконному приобретению и выводу активов, принятым системным мерам, в том числе направленным на исключение причин и условий, способствующих незаконному приобретению и выводу активов, пояснили в пресс-службе Акорды.