1 сентября в «умном» городе Аркадаг состоялось торжественное открытие Медицинской средней профессиональной школы имени Сачлы Дурсуновой. Источники turkmen.news отмечают, что в компьютерных классах используют компьютеры со взломанной операционной системой Windows и таким же пакетом Microsoft Office. Об этом пишет turkmen.news.
Компьютеры поставила компания «Aýdyň Gijeler». Сотрудники училища с удивлением обнаружили, что операционная система Windows в них — пиратская, то есть взломанная. Взлом был осуществлен программой KMS Tools, специально предназначенной для пиратской активации продуктов Microsoft. С ее помощью незаконно генерируются активационные ключи системы лицензионной защиты.
Для юридического лица это совершенно недопустимо. Купить лицензию на Windows и пакет офисных программ можно на официальном сайте компании. И речь не только о нарушении международного законодательства и об авторитете страны. Использование пиратского софта —самый распространенный способ для кибератаки на госучреждение, взлома баз банных и утечек информации.
В Туркменистане существует целое отдельное Управление кибербезопасности при МНБ, однако, как видно на примере с училищем в новом городе Аркадаг, вопросы кибербезопасности сотрудников управления на самом деле не интересуют. Turkmen.news уже не раз писал, что сотрудники управления занимаются исключительно блокировкой интернета с тем чтобы за крупные взятки вносить IP-адреса в «белые списки» и раздавать работающие VPN. В итоге вся государственная машина кибербезопасности работает лишь на обогащение коррупционеров, а в реальности не страхует государство даже от самых очевидных рисков.
Кроме того, сами компьютеры от «Aýdyň Gijeler» оказались очень неудобными. У них не регулируется высота, поворот и наклон монитора, так что студенты вынуждены сутулиться и сидеть в неестественных позах. Все порты, кроме двух USB сбоку, расположены снизу, под монитором. Чтобы включить или отключить какое-либо устройство, нужно выключить компьютер и перевернуть монитор.
Мыши и клавиатуры — беспроводные, и это плюс. Однако в комплект не входят батарейки, причем для мыши и клавиатуры нужны разные типы батареек (ААА и АА), так что это превратилось в вечную головную боль. Жесткий диск разделен на два, причем второй не всегда инициализируется. Компьютер приходится перезагружать.
«Aýdyň Gijeler» поставляет все детали, вплоть до пластиковых корпусов, из Китая и собирает компьютеры в Туркменистане. При этом фирма пользуется правом конвертации валюты по официальному курсу 3,5 маната за доллар, что доступно отнюдь не всем бизнесменам в стране.
Гендиректором хозяйственного общества официально значится уроженец Балканского велаята Хыдырберды Абдурахманов, 1988 года рождения. В 2020 году Aýdyň Gijeler прославилась, анонсировав поставки в Казахстан туркменских телевизоров. Однако о налаживании экспорта СМИ в итоге так и не сообщили. Зато летом 2023 года Абдурахманов дал интервью газете «Нейтральный Туркменистан», рассказав о своей «истории успеха». Он заявил, что предприятие было создано в 2015 году на правах частно-государственного партнерства. По словам гендиректора, с 2023 года его компания производит банковские карты и сим-карты оператора «Алтын Асыр».
В Туркменистане много говорят о «цифровизации» всех областей жизни. Аркадаг, построенный с нуля в 2023 году и названный в честь второго президента Гурбангулы Бердымухамедова, позиционируется как город, где технологии граничат с фантастикой. Уже на церемонии открытия, когда в городе еще никто не жил, не учился и не работал, были презентованы два десятка международных сертификатов, среди которых — «Город XXI века», «Первый умный город Тюркского мира», сертификат ЮНИДО «За вклад в создание интеллектуального города с использованием цифровых технологий четвертой промышленной революции» и так далее.
При этом далеко не каждый гражданин Туркменистана в 2023 году пользуется интернетом, а многие люди не имеют даже сотовых телефонов. Интернет в стране жестко блокируется, под блок попали три четверти существующих в мире IP. Страна официально объявила о стремлении создать национальную компьютерную сеть, независимую от интернета.