Израильская полиция избивает евреев-хасидов, сочувствующих палестинцам. Что происходит?

Автор -
773

Израильская полиция жестко разогнала ультраортодоксальных евреев в районе Меа-Шеарим в восточном Иерусалиме. Об этом сообщает euronews.

Это произошло 1 ноября, когда стражи порядка намеревались убрать палестинские флаги и другие знаки солидарности, размещенные на домах квартала сочувствующими арабам хасидами.

На видео, снятом местными активистами, видно, как полицейский борцовским приемом сбивает с ног на землю мужчину, никаких агрессивных действий не совершающего . На кадрах также видно, как тот же полицейский схватил еще одного мужчину и с силой толкнул его на решетку ворот.

YouTube видео

Меа-Шеарим — это район, в котором проживают в основном ультраортодоксальные евреи, которые часто выступают против сионизма, а некоторые из них также не признают израильское государство по религиозным мотивам.

Сейчас все внимание мира приковано к событиям в Секторе Газа. Между тем это не единственная война на Ближнем Востоке. Вот уже многие десятилетия внутри Израиля идет другая, почти незаметная окружающему миру, война, в которой по крайней мере одна из сторон стремится к полному уничтожению другой.

В Меа-Шеариме живут в основном религиозные ортодоксы, или, как их называют в Израиле, харедим — буквально: люди, боящиеся Всевышнего.

Этот конфликт зародился еще в конце ХIХ — начале ХХ века, когда окончательно оформилось еврейское освободительное движение — сионизм, ставящий целью освободить еврейский народ от национального гнета, организовав его переселение в Палестину.

Сионисты, находившиеся под влиянием модного тогда марксизма, мечтали о создании на своей исторической родине, по сути, коммунистического общества (правда, для одного, отдельно взятого народа) и нового человека — еврея, сбросившего с себя «наследие мрачного прошлого», к которому они, естественно, причисляли и религию. Многие деятели сионистского движения, в том числе первый лидер Израиля Давид Бен-Гурион, полагали, что вскоре после создания государства религия отомрет или приобретет чисто декоративную функцию.

Однако даже сионисты-антиклерикалы не могли не признать очевидного факта: именно религия и религиозная община помогли разбросанным по миру евреям выжить как нации, в значительной степени сохранив культуру, язык и чувство общности. И поскольку еврейский народ силен своим духом, отцы-основатели государства решили: важно, чтобы осталось какое-то количество людей, которые бы эту традицию поддерживали. Кроме того, после создания Израиля в 1948 году светским и религиозным евреям надо было хоть как-то сосуществовать. И сионистские лидеры пошли на уступки религиозным ортодоксам. Им были отданы такие сферы, как контроль за соблюдением кошерности в продуктовых магазинах и общепите, заключение браков (института гражданской регистрации брака в Израиле нет и поныне), похороны и прочие обрядовые услуги. А учеников ешивов (религиозных учебных заведений) освободили от службы в армии, чтобы они могли посвятить себя изучению Торы.

Впрочем, освобождая харедим от армии, Бен-Гурион и его соратники действовали не без тайного умысла. В милитаризованном Израиле тех лет (как и нескольких последующих десятилетий) только служба в армии давала человеку возможность по-настоящему вписаться в государственные и общественные структуры. А неслужившим харедим оставалось ограничить сферу своей деятельности синагогой и собственной общиной. Сионисты-антиклерикалы решили, что обществу это на пользу: люди религиозные не будут лезть в государственные дела.

С точки зрения ортодоксального иудаизма, создание еврейского государства было богопротивным делом. Ведь, разбросав евреев по свету, Всевышний повелел им стойко сносить трудности, молиться и ждать мессии, который явится на Храмовой горе в Иерусалиме и воссоздаст Израильское царство, стертое с лица земли две тысячи лет назад. Всевышний вернет туда из галута (рассеянья) всех евреев. И жить они будут в государстве, унаследовавшем законы царей Давида и Соломона, а править в нем будет совет мудрецов Торы. Согласно этому догмату, сионисты взяли на себя функции Всевышнего, преждевременно организовав возвращение евреев на землю обетованную и создав там государство, основанное на мирских, полуевропейских законах.
Однако по вопросу о том, как вести себя по отношению к этому государству, религиозное еврейство раскололось. Наиболее непримиримые позиции заняли три общины, насчитывающие в общей сложности несколько сотен семей. Одна из них — «Нетурей карта» (в переводе с арамейского: «стражи города», имеется в виду Иерусалима) — чисто израильская. Это люди, которые с незапамятных времен живут на земле обетованной, в первую очередь в Святом городе, чтобы первыми встретить мессию, когда он явится. Две другие — «Толдот Аарон» («История Аарона») и община сатмарских хасидов (от названия города Сату-Мару в Трансильвании, на территории нынешней Румынии) — имеют в Израиле лишь небольшие «филиалы», это представители общины, ждущие прихода мессии.

Наиболее серьезным аргументом Натурей карта является мидраш «Три клятвы» из Талмуда, согласно которому евреи поклялись не завоевывать земли Израиля и не восставать против других народов. В ответ другие народы не могут порабощать евреев. Но сионисты не признают «Три клятвы», потому что этот текст не является для них авторитетным.

Члены этих трех общин присутствуют в Израиле лишь физически — они не платят налогов, но и ничего не получают из госбюджета, а также не пользуются системой социального страхования. Они находятся вне государства и его законов. Более того, по их убеждению, все, что ведет к уничтожению этого государства, богоугодно и заслуживает поддержки. И потому они участвуют во многих акциях палестинцев, а один из лидеров общины «Нетурей карта» рав (раввин) Гирш долгое время был советником Ясира Арафата по еврейскому вопросу.

Несмотря на то что религиозные антисионисты немногочисленны, они представляют собой реальную силу. Например, сатмарские хасиды занимают весьма прочные позиции на амстердамской алмазной и нью-йоркской фондовой биржах, так что те члены общины, которые посвятили себя изучению Торы, недостатка в средствах не испытывают. То же можно сказать и об их собратьях из двух других общин, живущих на пожертвования с Запада.

После окончания Второй мировой войны и Холокоста позиция ортодоксов-антисионистов нисколько не изменились. Напротив, они увидели в Холокосте проявление божественного гнева из-за того, что сионисты нарушили божественную волю и начали возвращаться в Израиль. Первые же успехи сионистов по созданию государства Израиль и его победы над арабскими армиями антисионисты приписали помощи сатанинских сил в преддверии апокалипсиса.

Опасность религиозных антисионистов для израильского истеблишмента заключается в том, что они негативно влияют на вторую, гораздо более многочисленную группу харедим — ортодоксов-фундаменталистов (она насчитывает около полумиллиона человек), которые заняли по отношению к государству более гибкую позицию.

Раз уж Израиль был создан, значит, в этом был какой-то божественный смысл, рассудили они. Фундаменталисты считают себя частью этого государства, хотя полностью его не принимают. Свою же задачу они видят в том, чтобы, с одной стороны, сохранить чистоту веры, оградив религиозную молодежь от тлетворного влияния светского общества, а с другой — влиять на государство, чтобы оно в большей степени опиралось на еврейские религиозные ценности.

Поэтому в отличие от религиозных антисионистов фундаменталисты не гнушаются политикой, у них есть свои партии, например «Егадут-а-тора» («Еврейство торы»). Но в армии они служат неохотно, пользуясь отсрочкой, которая дается учащимся ешивов. При этом учиться в еврейских религиозных школах можно хоть до седых волос, а после 27 лет в армию не берут. В ответ на упреки ортодоксы отвечают: «Мы солдаты армии Всевышнего. Мы молимся — а это важнее, чем защищать страну с оружием в руках».

Впрочем, сионистам удалось противопоставить основной массе харедим ортодоксов-государственников, которые безоговорочно поддержали «сионистский проект», несмотря на его сомнительное с точки зрения иудаизма содержание. Один из первых духовных лидеров религиозных сионистов рав Кук предложил собственное толкование Торы, основанное на понятии «следы мессии». Один из таких следов — создание еврейского государства, которое было божественным промыслом и провозвестником явления мессии. Люди, по мнению рава Кука, могут ускорить его приход богоугодными делами, главное из которых — служба на благо родины. Поддержав создание еврейского государства и поставив в 1948 году подписи под декларацией о независимости, религиозные сионисты объединились в национально-религиозный лагерь (насчитывающий сейчас около 300 тыс. человек). Его приверженцы не носят традиционной черной одежды — внешне их можно отличить по вязаным кипам. Они активно участвуют во всех государственных делах. Их много среди поселенцев, живущих в арабском окружении, в элитных воинских частях.

18 октября в Вашингтоне состоялась акция в поддержку Палестины. Собравшиеся были недовольны политикой американских властей по поддержке Израиля. Самая интересная деталь — организовали акцию еврейские антисионистские организации. Среди задержанных полицией оказалось аж три раввина.

«Мы закрыли Конгресс, чтобы привлечь внимание масс к соучастию США в продолжающемся притеснении палестинцев Израилем. Но наша работа еще не закончена», — заявила в соцсети X организовавшая в минувшую среду акцию протеста у Капитолия организация Jewish Voice for Peace, которая требует немедленного прекращения огня в секторе Газа и прекращения американскими властями поддержки Израиля.

На акцию протеста, организованную этим и несколькими другими подобными движениями, на Капитолийский холм в центре Вашингтона собрались более 10 тыс. евреев. Многие из них были с плакатами «Остановить геноцид в Газе», «Евреи просят прекратить бомбардировки Газы» и «Не от нашего имени».

«У нас есть сила остановить продолжающиеся зверства против палестинцев. Мы отказываемся оставаться в стороне, когда израильское правительство совершает геноцид против палестинцев в секторе Газа», — заявили представители движения, организовавшие акцию.

Поделиться