В 2026 году Кыргызстан выйдет на профицит в энергетике и начнем экспортировать электроэнергию. Об этом сказал председатель кабинета министров Акылбек Жапаров, выступая на Народном курултае.
По его словам, в целях устранения дефицит электроэнергии в 2023 году введены в эксплуатацию 5 малых ГЭС по 71 МВт, 5 солнечных электростанций, второй гидроагрегат Токтогульской ГЭС. В 2024 году мощность вырастет на 178 МВт, в частности будут введены в эксплуатацию 25 малых ГЭС, еще один гидроагрегат Токтогульской ГЭС. В следующем году будут введены в эксплуатацию солнечные электростанции мощностью 700 МВт, ГЭС Бала-Саруу мощностью 5 МВт в Таласской области. Также в 2024 году в 300 тыс. местах будут установлены счетчики АСКУЭ, что сократит энергопотери.
Глава кабмина остановился на реализации крупных энергопроектов.
«Завершаются подготовительные работы по Камбаратинской ГЭС-1: туннели, дороги, линии. Ведутся переговоры со Всемирным банком о первом этапе строительства. Начинается проектирование Казарманского, Кокомеренского, Чаткальского каскадов и линии Кемин-Торугарт мощностью 500 киловольт. В 2024 году работы по проекту СASA-1000 в кыргызской части будут завершены. Через 2 года заработает Куланакская ГЭС. В 2026 году мы выйдем на профицит в энергетике и начнем экспорт электроэнергии», — сказал Акылбек Жапаров.
Председатель кабмина продолжил, что в 2024 году «Кыргызкомур» начнет экспорт угля в Китайскую Народную Республику с 4 месторождений: Ак-Улак, Урмезан, Кара-Кече, Беш-Буркан. До 2025 года в Нарынской области будет построен завод по обогащению угля.
Акылбек Жапаров также отметил, что в 2024 году будет получено 30 тысяч тонн битума и заасфальтировано 450 км дорог. Между деревнями проложен асфальт. Тоннель Кок-Арт на автодороге Север-Юг будет завершен, дорога будет открыта. В сфере туризма будут открыты 4 места с такими же условиями, как в Государственном природном парке Ала-Арча.
В 2024 году будет завершено еще 20 км железной дороги Балыкчы-Кочкор, ожидается, что в 2026 году она будет полностью введена в эксплуатацию. Технико-экономическое обоснование проекта железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан завершено.