Независимо от того, чем он закончится, иск Южной Африки в Международный суд, утверждающий, что Израиль нарушил Конвенцию о геноциде, войдет в историю. Либо это запомнят как первый шаг к окончательному привлечению государства-изгоя к ответственности за неоднократные и давние нарушения международного права; или как последний, умирающий вздох неблагополучной международной системы, возглавляемой Западом. Об этом пишет Сол Джей Такахаши, профессор исследований в области прав человека и мира Осакского университета Джогакуин в Осаке, Япония.
Независимо от того, чем он закончится, иск Южной Африки в Международный суд, утверждающий, что Израиль нарушил Конвенцию о геноциде, войдет в историю. Либо это запомнят как первый шаг к окончательному привлечению государства-изгоя к ответственности за неоднократные и давние нарушения международного права; или как последний, умирающий вздох неблагополучной международной системы, возглавляемой Западом.
Лицемерие западных правительств (и западной политической элиты в целом) наконец привело так называемый «мировой порядок, основанный на правилах», который они якобы ведут, к точке невозврата. Полномасштабная поддержка Западом израильского геноцида в Газе действительно разоблачила двойные стандарты Запада в отношении прав человека и международного права. Пути назад нет, и Запад виноват только в собственном высокомерии.
Перечень военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных Израилем в секторе Газа, очевиден как свет божий для любого, у кого есть доступ к смартфону. Ленты социальных сетей переполнены видеороликами, на которых видно, как разбомбили больницы и школы, отцы вытаскивают безжизненные тела своих детей из-под разрушенных зданий, матери плачут над трупами своих младенцев. И все же, реакция западных правительств – помимо, казалось бы, безграничной военной и политической поддержки – заключалась в том, чтобы заклеймить любую критику Израиля как антисемитизм и попытаться полностью запретить любое выражение солидарности с палестинским народом.
Несмотря на это притеснение, десятки тысяч людей день за днем выходят на улицы, выражая свое отвращение к израильским зверствам и соучастию Запада. Отчаянно пытаясь восстановить хоть какое-то подобие доверия, правительства западных стран (включая США) в последнее время начали относиться к израильским атакам с некоторой критикой. Однако этого слишком мало и слишком поздно. Авторитет Запада был безвозвратно подорван.
Конечно, в западном лицемерии нет ничего нового.
По мнению западных правительств, мир должен быть возмущен российской агрессией, но его вполне устраивает жестокость Израиля и нарушение международных норм. Украинцы, которые бросают коктейли Молотова в российские оккупационные силы, являются героями и борцами за свободу, а палестинцы (и другие), которые осмеливаются выступить против израильского апартеида, являются террористами.
Белокожие беженцы из Украины более чем желательны, а чернокожие и темнокожие беженцы из конфликтов на Ближнем Востоке, в Азии и Африке (большая часть из которых стоит за Западом) могут опуститься на дно Средиземноморья. Западная позиция действительно была такой: правила для тебя, а не для меня.
Позиция Запада по отношению к Китаю демонстрирует такую же неискренность. Китай практически окружен американскими и союзными военными базами, вооруженными до упора. Однако именно Китай виновен в… чем? Не имея возможности указать на какое-либо конкретное нарушение, западные правительства и средства массовой информации могут лишь обвинить Китай в «повышенной самоуверенности», то есть в незнании отведенного ему подчиненного места в западном гегемонистском порядке.
Международное правосудие превратилось в дурную шутку. Если бы Международный уголовный суд (МУС) функционировал эффективно, израильские лидеры предстали бы перед судом прямо сейчас, и у Южной Африки не было бы необходимости обращаться в Международный суд. Однако в нынешнем виде МУС предъявлял обвинения африканцам только до 2022 года, когда он объявил о начале расследования российского вторжения в Украину менее чем через неделю после его начала. МУС вынес обвинительные заключения, в том числе в отношении президента России Владимира Путина, менее чем за год.
И наоборот, МУС потребовалось более шести лет, чтобы начать расследование ситуации в Палестине, и даже сейчас, годы спустя, значимые действия так и не были предприняты. В то время как Израиль продолжал свою оргию насилия против жителей Газы, Карим Хан, британский главный прокурор МУС, посетил Израиль и подчеркнул необходимость привлечения к ответственности за преступления Хамаса, одновременно проявляя мягкую позицию в отношении израильских преступлений. Неудивительно, что многие организации гражданского общества призывают к его увольнению.
Конечно, в западном лицемерии нет ничего нового. С самого начала международно-правовые нормы были предназначены для применения только к так называемым «цивилизованным» – то есть белым – народам. Дикари не в счет, и могущественные западные государства могли – и делали – делать с ними все, что им заблагорассудится. Туземцы, конечно, не «владели» землей или природными ресурсами, и колониальные державы могли свободно воровать и эксплуатировать их по своему усмотрению. Сионизм также был основан на подобных расистских взглядах – взглядах, которые по сей день остаются в основе израильской политики.
Эти двойные стандарты очевидны в отношении права на национальное самоопределение – фундаментального права всех народов выбирать свою собственную политическую систему и контролировать свои собственные природные ресурсы. После Первой мировой войны президент США Вудро Вильсон настоял на том, чтобы самоопределение стало руководящим принципом нового мирового порядка – но, конечно, только для европейцев.
Палестинцы и другие арабские народы на собственном горьком опыте убедились в том, что колониализм жив и здоров: на них действовали мандаты Лиги Наций, которые оправдывали колониальное правление для «народов, которые еще не могли постоять за себя». Устав Организации Объединенных Наций также включал положения об опеке, по существу аналогичные мандатам Лиги.
Войны за независимость в Азии и Африке положили этому конец. Новые независимые страны успешно потребовали, чтобы самоопределение было возведено в статус права для всех. Оба международных пакта о правах человека, принятые в 1966 году, предусматривают право всех народов на самоопределение в их общей статье 1, ясно давая понять, что только при политическом и экономическом самоопределении любое другое право человека может иметь смысл.
Дискуссия о праве на самоопределение зашла дальше, к огорчению западных правительств. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно заявляла, что вооруженная борьба (в том числе и борьба палестинского народа) против колониального правления является законной. А Дополнительный протокол 1977 года к Женевским конвенциям о законах войны также заявил, что борьба против колониальных и расистских режимов имеет смысл. Международное право определенно развивалось в правильном направлении.
Тем не менее, системы реализации международного права остаются слабыми. Это задумано, и это позволяет могущественным странам действовать безнаказанно и защищать своих ставленников – как мы видим на примере США и Израиля. Даже если Международный Суд издаст Израилю временный приказ прекратить насилие, и даже если годы спустя он признает Израиль виновным в геноциде, без какого-либо принуждения, Израиль может (и, вероятно, будет) просто игнорировать эти решения. Это, несомненно, станет концом нынешнего мирового порядка, поскольку рухнет любой фасад справедливости.
Обеспечение соблюдения международного права находится в руках Совета Безопасности ООН, но с его правом вето для пяти стран, которые оказались на стороне победителей в 1945 году, этот орган снова и снова доказывал свою неспособность выполнить свой мандат. Генеральная Ассамблея не имеет каких-либо принудительных полномочий. А ООН, МУС и большинство других международных организаций постоянно испытывают недостаток финансирования, а это означает, что они в значительной степени полагаются на добровольные взносы государств. Это делает их уязвимыми для неправомерного влияния со стороны богатых и могущественных: другими словами, богатых западных стран.
На более фундаментальном уровне эти международные институты не являются репрезентативными. Хотя организации гражданского общества могут внести свой вклад в большинство дебатов, только правительства имеют право голоса в процессе принятия решений – несмотря на то, что, как мы видим в случае с Газой, даже правительства мнимых демократических стран не обязательно представляют волю своего народа.
Израильская агрессия и колонизация должны прекратиться, а нарушители прав человека в Палестине должны быть привлечены к ответственности, включая западных лидеров, которые являются соучастниками геноцида. Однако мы не должны останавливаться на достигнутом. Мы должны потребовать революционной реформы международных институтов. Их необходимо сделать по-настоящему демократическими и эгалитарными. Они должны отражать голос народа через организации гражданского общества и другие демократические способы представительства, а не через правительства, которые слишком часто находятся в кармане богатых и могущественных интересов.
Создать мировой порядок, который обеспечит справедливость и равные права для всех, будет непросто. Это потребует постоянных усилий со стороны граждан всего мира, оказывая давление на правительства и международные организации с целью добиться перемен. Однако это единственный способ гарантировать, что «никогда больше» не станет реальностью.