Бредовые убеждения в цивилизационном превосходстве помогают Западу заявлять, что он находится на правильной стороне истории, одновременно поддерживая геноцид в секторе Газа, пишет Дональд Эрл Коллинз, приглашенный профессор истории афроамериканцев в Университете Лойолы, Мэриленд.
Вот уже более четырех месяцев Соединенные Штаты, Великобритания и другие западные страны стойко поддерживают войну Израиля в секторе Газа. На данный момент израильская армия убила более 28 000 палестинцев, в том числе более 12 000 детей.
26 января Международный Суд постановил, что «по крайней мере некоторые из действий и бездействий, которые, как утверждает Южная Африка, были совершены Израилем в секторе Газа, по всей видимости, могут подпадать под положения Конвенции о геноциде» и что утверждение Южной Африки о том, что Израиль совершает акты геноцида, «правдоподобно». Тем не менее, Запад продолжал поддерживать Израиль.
Затем, когда Израиль заявил, что сотрудники Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) связаны с ХАМАС, США, Великобритания, Германия и более десятка других стран приостановили их финансирование, палестинцы в секторе Газа столкнулись с голодом.
Несмотря на соучастие Запада в действиях, которые высший мировой суд признает геноцидом, Запад по-прежнему приписывает себе всевозможное превосходство в цивилизованном общественном поведении. Западные страны до сих пор почитают себя «хорошими парнями».
«Я много раз попадал в неприятности из-за того, что говорил, что не обязательно быть евреем, чтобы быть сионистом, а я сионист. Я не извиняюсь за это. Это реальность», — заявил президент Джо Байден в своей речи на частном предвыборном приеме в Массачусетсе в начале декабря, когда число погибших в секторе Газа уже достигло 16 200 человек. «Мы [американцы] никогда не думали, что что-то выходит за рамки наших возможностей, от лечения рака на этот раз до всего, что мы когда-либо делали. Я действительно это имею в виду», — добавил он.
Мировому лидеру требуется особый вид нарциссизма, чтобы объявить себя 50-летним приверженцем идеологии превосходства белой расы, которая оправдывает апартеид, поселенческий колониализм и геноцид, а затем обратиться к величию США и всему их возможности», как будто США в течение последних 130 лет только посыпали мир пылью фей, а не вмешивались с применением жестокой военной и экономической мощи .
Но президент США не одинок в своем самообмане. На встрече консервативных друзей Израиля в Лондоне в прошлом месяце премьер-министр Великобритании Риши Сунак продемонстрировал непоколебимую поддержку израильских атак на Газу и Западный берег. «В Израиле существует ужасающая ирония, когда все страны обвиняются в геноциде», — сказал Сунак, назвав иск Южной Африки против Израиля «совершенно неоправданным».
«Ужасающая ирония» заключается в том, что Израиль, как союзника Запада, нельзя обвинить в геноциде, потому что он является одним из «хороших парней». «Плохими парнями» могут быть только незападные (на самом деле небелые) страны, такие как Южная Африка.
Байден, Сунак и другие по-прежнему верят, что, будучи лидерами развитого мира, они делают понятный рациональный выбор, когда ведут войны и убивают людей во имя самообороны или под видом борьбы с «терроризмом».
Несмотря на протест десятков миллионов людей по всему миру и гибель десятков тысяч палестинцев, разрушение Газы и другие преступления против человечности, игнорирование продолжающейся войны в Судане и конфликта в Демократической Республике Конго , Западные лидеры все еще верят, что западный капитализм и демократические институты спасут мир.
В своей книге «Столкновение цивилизаций» (1996) покойный политолог Сэмюэл Хантингтон предупреждал об опасностях западного заблуждения, согласно которому остальной мир должен принять его предполагаемые ценности. «Выживание Запада зависит от того, подтвердят ли американцы свою западную идентичность, а жители Запада примут свою цивилизацию как уникальную, а не универсальную», — написал он.
Но чего Хантингтон не понял в стремлении Запада к единой мировой цивилизации, так это того, что сегодняшнее негодование по отношению к ней началось не в эпоху после окончания холодной войны 1990-х годов. Они являются ответом на след смертей, разрушений и поглощения ресурсов, который жители Запада оставили после себя с тех пор, как Христофор Колумб пробился в Западное полушарие, а Васко да Гама нашел путь вокруг Африки в Южную Азию.
Остальной мир был источником грабежа Запада, сначала посредством грабежа золота, серебра и драгоценных камней на недавно захваченных землях, затем через порабощение миллионов коренных, африканских и азиатских народов и, наконец, через завоевание старых империй Востока.
Эта вера в западную цивилизацию как в превосходную и праведную из-за ее белизны настолько укоренилась в ее культуре, что молодые люди на Западе растут, и никто в их жизни никогда не ставил ее под сомнение. То есть до тех пор, пока кто-то вроде меня, профессора истории, не придет и не бросит вызов этому фундаментальному убеждению.
За многие годы моего преподавания истории мои собственные студенты часто спорили со мной из-за моего предположения, что «западная цивилизация» — это противоречивый термин.
«Но ведь ацтеки практиковали человеческие жертвоприношения!» — вскрикнул один студент, а более спокойный студент, подняв руку, сказал: «Очень жаль, что с туземцами случились зверства, но обидно сравнивать то, что сделали испанцы, с тем, что случилось с Римом».
Именно такой резкий отпор я получил от нескольких студентов на одном из моих курсов всемирной истории несколько лет назад, когда я говорил о варварстве испанских завоеваний ацтеков и инков в 16 веке и о сходстве между этими вторжениями и племенами вандалов и вестготов, которые помогли положить конец Западной Римской империи.
Я указал на достижения разрушенных цивилизаций, а также на то, что конкистадоры и испанские священники сожгли почти все письмена майя , осквернили храмы Мексики, майя и инков, принудили население к рабству и христианству.
Я также терпел язвительные высказывания со стороны студентов, которые не желали даже рассматривать возможность того, что США и Запад, совершив варварское поведение по отношению к своему собственному населению и по всему миру, могут сделать это и в ближайшем будущем.
«Это невозможно, потому что… ни одно цивилизованное общество не хочет, чтобы с ними такое случилось», — сказал один студент много лет назад. «Американцы никогда не подняли бы оружие против правительства, особенно с нашими вооруженными силами, это нерационально. Мы не были бы настолько глупы, чтобы повторить эту ошибку снова. Наши военные подавили бы любое восстание», — выпалил другой студент в прошлом году, несмотря на свидетельства обратного с восстанием в здании Капитолия США 6 января 2021 года.
Некоторые студенты были слишком глубоко убеждены в том, что Запад является позитивной силой, чтобы рассматривать апокалипсис, который он обрушил на 60 миллионов коренных жителей, уничтожив до 90 процентов населения в течение 100 лет после первого контакта Колумба.
Мы даже не могли обсуждать другие геноциды, совершенные во имя империи, колониализма и капитализма: 165 миллионов выходцев из Южной Азии, которых британцы заморили голодом, убили или заставили работать до смерти между 1880 и 1920 годами; или примерно 10 миллионов конголезцев , истребленных бельгийцами; или геноцид до 100 000 людей гереро и нама немецкими войсками в Намибии между 1904 и 1908 годами.
Вера моих студентов в западную рациональность оставалась сильной, даже когда речь шла о бойне Первой и Второй мировых войн. В этих конфликтах погибло около 90 миллионов мирных жителей и военнослужащих – среди них более 200 000 были уничтожены в результате ядерной бомбардировки США Хиросимы и Нагасаки.
Именно из-за западного нарциссизма моим ученикам трудно принять тот факт, что западная цивилизация противоречит сама себе на каждом шагу. Как писал покойный постколониальный ученый Эдвард Саид в «Ориентализме» (1978): «Можно утверждать, что главным компонентом европейской культуры является именно то, что сделало [западную цивилизацию] гегемонистской как в Европе, так и за ее пределами: идея европейской идентичности как превосходящий по сравнению со всеми неевропейскими народами и культурами».
Эта вера в превосходство Запада означает всегда быть на правильной стороне истории, хотя существует множество примеров иррациональности, варварства и жестокости Запада в его интервенциях на Ближнем Востоке и в остальном мире. Западный нарциссизм означает, что США и Запад лишь пальцем пошевелят, чтобы поддержать палестинцев, если к этому принудят мир и их собственные граждане.
Тот факт, что примерно половина американцев в возрасте от 18 до 29 лет верят, что Израиль совершает геноцид в секторе Газа, обнадеживает, но одного этого недостаточно, чтобы положить конец соучастию США и Запада в преступлениях Израиля.