Правительство России пытается пресечь растущие объемы «серого» импорта автомобилей и защитить локальный рынок. Суть новых правил — в равных условиях для граждан и компаний, ввозящих машины из стран Евразийского экономического союза, и для тех, кто проходит растаможку в России с уплатой всех налогов и сборов. Об этом пишет BFM.
Другими словами, с 1 апреля российская таможня, когда через нее будет проходить китайский автомобиль, завезенный из условного Кыргызстана и растаможенный там же по льготной ставке, сможет сравнить реальную рыночную стоимость машины и ту, по которой машина завозится в Россию, и высчитать, сколько человек или компания по такой схеме хотели сэкономить, и взыскать эту недоимку в пользу российского бюджета. Платеж будет оформлен как дополнение к уже известному всем утильсбору.
Процедура не предполагает какой-либо второй растаможки на территории России, это именно переоценка, и новая доплата уже включена, поясняет автоэксперт Игорь Моржаретто:
В разное время у стран ЕАЭС были разные льготы по растаможке автомобилей, чем пользовались покупатели, желающие сэкономить, и сэкономить иногда существенно. Лидерами — проводниками «серого» импорта в Россию были и Белоруссия, и Армения, и Казахстан. Теперь пальма первенства у Кыргызстана. Ввоз автомобилей через эту страну за 2023 год вырос в 13 раз: с 650 машин в месяц в начале года до почти 8,5 тысячи штук в месяц в конце.
При этом через Киргизию поставлялось 65% от всех ввозимых премиальных автомобилей. Понятно, что при занижении растаможки именно машин премиум-класса выгода была еще ощутимее, констатирует гендиректор «БорисХоф холдинга» Тимофей Гераськин:
Киргизия, Казахстан. В основном это Киргизия, большинство этих автомобилей не поставляются официально. Откуда получается разница? Помимо отсутствия части таможенных платежей, таких как утилизационный сбор, ключевая разница в таможенной стоимости. Если вы купите машину в Китае, привезете ее через Киргизию, полноценно там растаможите по таким же таможенным ставкам, как в России, то разница не будет составлять треть. Но что происходит? Машины в Киргизии растаможиваются по значительно заниженной стоимости. Мы не будем обсуждать, как работают эти механизмы, но мы видим таможенные накладные из Киргизии, потому что мы получаем много предложений «купите у нас машины, смотрите, какие хорошие». По какой цене? Берешь документы у поставщика, открываешь и видишь, что машина, которая в Китае стоит 60 тысяч долларов, в таможенной декларации указана за 8 тысяч долларов, откуда эта разница? Вот вам ответ.
По прогнозам автодилеров, если бы новых правил по взиманию недоимки не было и тренд по «серому» ввозу машин продолжился, потери российского бюджета по итогам этого года могли бы достичь 200 млрд рублей. Более того, новым постановлением кабмин пытается защитить тот бизнес, который уже зашел в Россию легально, оплатил все пошлины и налоги или даже наладил здесь производство и мог бы пострадать от растущего «серого» импорта.
Конечно, очень много китайских марок в Россию пока не зашли — по разным причинам, однако они у россиян все равно востребованы. И в основном именно их завозили через Кыргызстан. К примеру, не присутствующий в России гибридный кроссовер Lixiang, который стоит в Китае дороже, чем представленный в России электрокар Voyah Free, можно было завезти в РФ «серым» импортом — и по гораздо более выгодной цене, чем у дистрибьюторов Voyah Free в России. Теперь, после указа, канал поставок пусть и не полностью, но будет прикрыт, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Сначала закрутили гайки по утилизационному сбору, теперь закрутили гайки по таможенной пошлине, заодно закрутили гайки с оформлением автомобилей из дружественных стан. То есть фактически без ОТТС по параллельному импорту вы не можете ввезти ни один китайский автомобиль — ни бензиновый, ни электрический, ни гибридный, только если частным образом сразу оформлять на физическое лицо, параллельным импортом уже нельзя. В результате получается, что если раньше самый популярный Geely Monjaro ввозился официальными дилерами с полной уплатой плюс со своими накрутками и его стоимость составляла почти 5 млн рублей, то по параллельному импорту, в том числе с льготной растаможкой, Monjaro можно было купить за 4 млн, а сейчас даже за 3,5 млн рублей. И люди закрывали глаза на то, что эта машина не русифицирована, неофициальная, без официальной гарантии. А теперь этой экономии не будет.
Корректность расчета утильсбора, куда будет вноситься новый платеж по недоимке, будет контролировать Федеральная таможенная служба. Все эти начисления будут проходить по отдельной формуле, которая утверждена правительством. А для тех граждан и компаний, кто ввозил автомобили из стран ЕАЭС и проходил растаможку в России по всем повышенным ставкам, указ ничего не меняет.