В казахстанском Атырау горожане нескольких микрорайонов уже несколько дней не могут попасть в свои дома – паводковые воды затопили областной центр в этом году раньше, чем обычно. В остальных регионах ситуация также вскоре может выйти из-под контроля. Более того, в 69 городах требуется ускоренное строительство и реконструкция канализационных очистных сооружений. В противном случае казахстанцы рискуют утонуть не только в талых водах, пишет Караван.
Напомним, вот уже более 10 дней дома в Атырау топит талыми водами. В городе объявлен режим ЧС, установлены иглофильтры, выделено 240 миллионов тенге для привлечения дополнительной спецтехники по откачке воды. Но толку – чуть, То есть вода, как стояла, так и не думает уходить. Хуже того, к талым водам начала примешиваться канализация, у горожан затоплено имущество, однако местные власти никак не комментируют возмещение ущерба.
По странному совпадению, в эти же дни в Мажилисе парламента состоялся круглый стол по вопросу повторного использования сточных вод. В ходе которого вице-министр промышленности и строительства РК Тимур Карагойшин сообщил о том, что «для возведения очистных сооружений и реконструкции таковых необходимо порядка 878 миллиардов тенге, тогда как на восемь городов уже выделено 20 миллиардов из республиканского бюджета». Это Актобе, Караганда, Балхаш, Сатпаев, Тараз, Жезказган и Степногорск. Проект в Риддере находится на этапе разработки ТЭО. Что касается Астаны, то проект канализационных очистных сооружений почему-то застрял на стадии разработки проектно-сметной документации.
Между тем, согласно «классической» технологии очистки и в соответствии с нормативно-технической документацией, областями применения вторичного использования очищенных сточных вод являются сельское хозяйство, городское хозяйство, промышленные нужды. Кроме того, при правильном подходе очищенные сточные воды могут быть даже источником пополнения водоемов и подземных вод. Остаточный ил при этом может быть использован в качестве биогаза, удобрений для сельского хозяйства, строительного материала, для рекультивации земель.
В качестве примера вице-министр рассказал об оптимальной, по его словам, стратегии низкоуглеродного развития, который использует в Шымкенте ТОО «Водные ресурсы маркетинг». Так, в этом городе при поступлении в канализационно-очистные сооружения от 130 до 160 кубометров сточных вод осуществляется выработка ила в объеме 250-300 кубометров в сутки, с дальнейшей его переработкой в биогаз — 6 000 кубометров и выработкой 7200 Квт/ч электроэнергии в сутки. Что дает эффективность в орошении технических культур на 3,5 гектара и снижает выбросы парниковых газов до 89 процентов.
— В ближайшие пять лет планируется строительство и реконструкция 69 объектов КОС общей производительностью 2,4 миллиона кубометров в сутки. В перспективе, при реализации вторичного использования очищенных сточных вод, можно достичь выработки 100 МВт/ч электроэнергии в сутки, очищенной воды – до 2,4 миллиона кубометров в сутки, плюс орошения земель площадью 400 квадратных километров с урожайностью порядка 1,2 миллиона тонн, — заключил он.
Однако, по мнению мажилисмена Аяна Зейнуллина, несмотря на то, что в развивающихся странах на использование очищенных сточных вод приходится семь процентов от общей площади орошаемых земель, если орошение выполняется неправильно, эта практика может создать определенные риски для здоровья, которые в Казахстане необходимо взвешивать гораздо тщательнее на фоне потенциальных преимуществ увеличения производства продовольствия.
И с ним трудно не согласиться – дело в том, что в республике из нескольких сотен рек и озер только единицы отнесены РГП «Казгидромет» к условно чистым. Так что, действительно, нет никакой гарантии, что их «грязное» количество, в погоне фермеров за прибылью, не увеличится.
— В мире и без того около 1,8 миллиарда человек пользуются источниками питьевой воды, которые загрязнены сточными водами, — подтвердил депутат. Что уж говорить о Казахстане, где сточные воды, вкупе с талыми подтоплениями, могут начать «выходить их берегов».
Кстати, РГП «Казгидромет» предупреждал еще в первых числах февраля, что «показатели осеннего увлажнения почвы равнинной территории в основном выше среднемноголетних значений». К таким территориям относится и Атырауская область. И – да, «процессы снегонакопления в бассейнах рек будут продолжаться в феврале и марте». Что, собственно говоря, сегодня и происходит. А это значит, что казахстанцам теперь, вполне возможно, угрожают не только паводки, но и «разбуженная» ими канализация.