Миграционная программа правительства Казахстана провалилась, признал спикер сената парламента Маулен Ашимбаев. По его словам, она не дала необходимого эффекта: несмотря на льготы и финансовую поддержку, которую получают жители южных регионов при переезде на север, численность населения в граничащих с Россией областях всё равно снижается. Об этом рассказывает казахская редакция Радио Свобода.
Переселением казахстанцев на север в Казахстане занимаются с 2017 года: правительственная программа должна была стимулировать переезд из трудоизбыточного юга страны (там живут более трети населения) на север, где численность населения стремительно падает. По официальным данным, только в Павлодарской области за последние годы население сократилось на восемь процентов, а в Северо-Казахстанском регионе — более чем на 20 процентов.
Бурахан Даканов несколько лет назад воспользовался программой: вместе с супругой и четырьмя детьми он переехал из Алматинской области на север. Его примеру последовали и другие соотечественники. Но далеко не всем удалось прижиться. В первую очередь — из-за сурового климата.
«Для переселенцев с юга здесь построили несколько домов. Сделаны они из дерева. Конечно, тут ещё много что нужно доделать, но, как говорится, дарёному коню в зубы не смотрят. Самое главное — есть крыша над головой, окна поставили, — говорит Даканов. — Так и живём. Но бесплатного, конечно, тут ничего нет. За жильё я плачу арендную плату».
Участникам программы переселения предоставляют не только жильё (в аренду), но и подъёмные — но лишь по 500 долларов на каждого члена семьи. Людей также обучают новым профессиям и трудоустраивают.
В прошлом году на переезд на север в Казахстане решились почти восемь тысяч человек. Но глава Северо-Казахстанской области считает, что для того, чтобы увеличить темп, необходимо улучшить финансовые гарантии, например увеличить подъёмные до шести миллионов тенге, или до примерно 13 тысяч долларов. А также выдавать им субсидию на приобретение дров и угля: «в силу того, что отопительный период в нашем регионе длится 222 дня».
Сами казахстанцы соглашаются с тем, что программа переселения на север провалена, но считают, что материальное стимулирование в данном случае показатели не улучшит.
«Земли все продали. Что им делать на севере?» — задают они логичный вопрос о судьбе переселенцев.
«Может, нужно просто создавать условия для местного населения, чтобы увеличить их численность?» — интересуются они.
«И тут облажались. А где нет? Зато деньги освоены, как всегда», — ехидно замечают они.
«Зачем привозить людей, когда там уже живущих удержать не могут? Люди им что, скот, что ли? — говорит ещё один казахстанец. — Сначала выстройте жизнь так, чтобы местная молодёжь захотела остаться, а потом уже о переселении думайте!»
«Если изымаемые деньги у казнокрадов и коррупционеров направляли бы на север страны, чтобы развивать города, сёла, инфраструктуру, тогда бы туда и поехали люди сами!» — уверены они.